Воскресения Христова (Смольный) собор – один из красивейших храмов Санкт-Петербурга, возведен во второй половине XVIII века по проекту итальянского архитектора Франческо Бартоломео Растрелли.
Телефон | 8 (812) 710-31-59, 8 (812) 710-31-43 |
---|---|
Адрес | Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 3/1 |
Метро | Чернышевская |
Сайт | http://cathedral.ru/smolnii_sobor/ |
Средний чек | 20–150 RUR |
Режим работы | Музей работает ежедневно, кроме среды. С 16 сентября по 30 апреля с 11.00 до 19.00. Касса закрывается в 18.00. С 1мая по 15 сентября с 10.00 до 19.00. Касса закрывается в 18.00. |
Величественный Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был В.П.Стасовым при императоре Николае I.
Этот храм по праву считается жемчужиной петербургского барокко. Царским указом он стал именоваться Собором всех учебных заведений.
Именно в период начала его строительства указом императрицы Елизаветы в северной столице было восстановлено пятиглавие – традиционное завершение православной церкви.
По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор – одна из вершин мирового зодчества.
Место, где располагается собор, издавна считалось новгородскими землями. На противоположном берегу Невы была построена крепость Канцы. В начале XVII века эти земли захватила Швеция. Крепость Канцы шведы переименовали в Ниеншанц, что означает «форт на Неве», или «новый город». Вокруг крепости вырос торговый город Ниен. На месте Спасского посада появился шведский форт. Весной 1703 года русские войска осадили и взяли Ниеншанц. Крепость разрушили, а на месте форта устроили Смоляной двор, где хранили смолу для строящегося флота. Неподалеку для царя Петра Алексеевича был выстроен деревянный дом, названный Смоляным дворцом. Здесь во времена правления Анны Иоанновны жила Елизавета Петровна, будущая императрица. Взойдя на престол, она пожелала основать в Петербурге «в честь и хвалу Божию» женский монастырь «на том месте, где находится дворец Ея Величества называемый Смольный». Автором проекта стал обер-архитектор Двора Франческо Бартоломео Растрелли, руководивший строительством в 1748–1762 годах. Растрелли не успел закончить внутреннюю отделку собора. Храм остался недостроенным на многие десятилетия.
По указанию Николая I в 1832 году начались работы по окончательной достройке собора. Проект внутреннего убранства и общее руководство строительными работами выполнил архитектор Василий Петрович Стасов.
К 1835 году здание было окончательно достроено и завершены отделочные работы. 20 июля 1835 года Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим освятил храм во имя Воскресения Христова.
Воскресенский Смольный собор был назначен собором всех учебных заведений, и вместе с тем являлся приходской церковью.
Революционные события прервали размеренную жизнь храма. В 1922 году из него изъяли церковные ценности, а в 1923 году решением Петросовета он был закрыт для верующих и долгие годы использовался как склад.
В 1970-х-1980-х годах Воскресенский Смольный собор стал филиалом Государственного музея истории Ленинграда. Здесь располагалась экспозиция «Ленинград сегодня и завтра», рассказывающая о достижениях промышленности. В январе 1990 года на базе филиала Музея истории Ленинграда был создан Концертно-выставочный зал «Смольный собор». В 2004 году Воскресенский Смольный собор вошел в состав Государственного музея «Исаакиевский собор».
С картинками