Остров в центре Петербурга, на котором расположены памятники промышленной архитектуры раннего классицизма
Теги: |
---|
Телефон | (812) 456-76-37 |
---|---|
Адрес | Санкт-Петербург, Набережная Адмиралтейского канала, 2 |
Метро | Сенная Площадь, Садовая (20 мин. пешком) |
Сайт | http://www.newhollandsp.ru |
бесплатно | |
Режим работы | пн.-ср. 11:00 - 22:00 чт.-вс. 11:00 - 23:00 |
Новая Голландия — остров в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами. Кроме того, Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма. Площадь острова — 7,8 га.
Новая Голландия — два рукотворных острова в дельте Невы. Они возникли в результате того, что в 1719 между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала: Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру Первому. Оно было самым подходящим, поскольку первоначально «Голландией» в Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшийся остров, а сам остров получил название «Новая Голландия». Одновременно с этим Новая Голландия — это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I 21 сентября 1721 года.
В 1732 Адмиралтейство поручило архитектору Ивану Коробову построить сеть бассейнов и ряд складов по периметру острова для нужд судостроителей Галерной верфи. Большая часть территории острова была застроена сараями, в которых хранились корабельные леса, инструменты и различные приспособления для строительства и ремонта судов. С течением времени места стало не хватать и было решено провести комплексную реконструкцию острова с заменой всех построек на каменные.
Архитектурный комплекс острова «Новая Голландия» был возведён в 1765—1780 по проекту и в формах раннего классицизма. В основу нового складского комплекса был положен проект С. И. Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя. Таким образом, удалось увеличить вместимость складских помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки. Когда в 1788 было прекращено строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом. Ему же принадлежит знаменитая арка в неоклассическом стиле, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн («Ковш») с Мойкой. Арка Новой Голландии, построенная в 1779—1787, — редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита, из блоков которого сложены колонны дорического ордера, несущие мощный антаблемент, придающий этому сооружению гармонию и монументальность. Ее высота — 23 метра, а ширина пролета — 8 с лишним метров.
В 1820-е годы по проекту А. Е. Штауберта на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы, которое автор называл арестантской башней, а в народе прозвали «бутылкой» (отсюда якобы пошло выражение «лезть в бутылку»). Рядом с ней в середине XIX века по проекту военного инженера Пасыпкина выстроили кирпичную кузницу. В 1893 в Новой Голландии был построен опытовый бассейн, где в начале XX века проводил свои опыты русский кораблестроитель А. Н. Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля.
В годы Первой мировой в Новой Голландии оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба, прославившуюся в том числе и тем, что с ее помощью в ноябре 1917 большевики вели информационную войну с генералом П. И. Красновым. В советское время Новая Голландия была закрытой зоной, на ее территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы.
На начало XXI века комплекс состоял из нескольких десятков объектов, 11 из них — памятники федерального значения. В начале XXI века администрация Санкт-Петербурга, которой в 2004 были переданы права на остров, объявила тендер на реконструкцию острова. В 2006 году в конкурсе на реконструкцию «Новой Голландии» победило ООО «СТ „Новая Голландия“» Шалвы Чигиринского и Игоря Кесаева. По их заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако проект не осуществился. В 2010 году конкурс на реконструкцию «Новой Голландии» выиграла компания Романа Абрамовича. Согласно условиям выигранного тендера за 7 лет компания должна вложить в реконструкцию Новой Голландии 12 миллиардов рублей.
Весной 2011 года компания ООО «Новая Голландия Девелопмент», совместно с Фондом «Айрис» и The Architecture Foundation, объявила о начале конкурса архитектурных проектов для острова. 16 июля 2011 года впервые почти за 300 лет Новая Голландия открылась для посетителей.