Михайловский (Инженерный) замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.
Телефон | 8 (812) 570-51-12 |
---|---|
Адрес | Санкт-Петербург, Садовая, 2 |
Метро | Гостиный двор, Невский проспект |
Сайт | http://rusmuseum.ru/museum/complex/mih_castle/history_palace/ |
Средний чек | 50–180 RUR |
Режим работы | с 10 до 18 часов В понедельник с 10 до 17 часов Кассы закрываются на час раньше Выходной день - вторник |
Замок возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е годы), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери — Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 году. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 годов. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.
Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 года. 28 февраля 1797 года состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 года, в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 года.
Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 году по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.
Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое "лицо", что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.
Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись - "Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней", представляющая собой заключительные строки 92-го библейского псалма.
Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон - традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.
Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами "партикулярных" домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.
В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.
Интерьеры Михайловского замка современники называли "чудом роскоши и вкуса". В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П, К. и Дж. Скотти, А. Виги, Я. Меттенляйтер, скульпторы К. Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей - зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок - располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.