Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.
Адрес | Санкт-Петербург, Литейный мост, в створе Литейного проспекта |
---|---|
Метро | Площадь Ленина, Невский проспект, Гостиный двор (15 мин. пешком) |
бесплатно | |
Режим работы | круглосуточно |
Литейный мост - второй постоянный мост через Неву (проходит над самой глубокой ее частью ~ 24 метра). Находится в створе Литейного проспекта, от которого получил свое название, и соединяет центр города с Выборгской стороной.
С 1786 года рядом с этим местом, в створе Воскресенского проспекта (сейчас проспект Чернышевского) был размещен Воскресенский плашкоутный мост, который в 1803 году заменили дублером и переместили к Летнему саду. К 1851 году были закончены работы по разборке Литейного двора, что дало возможность вывести к Неве новый проспект. Воскресенский мост перенесли в створ новой магистрали и дали новое имя - Литейный мост. Во время весеннего половодью 1865 года он был сильно поврежден, что послужило причиной для создания постоянного моста.
В 1871 году состоялся конкурс на строительство новой переправы. Из 17 представленных работ выбрали проект "Виндзор" английской компании, но он не был утвержден Министерством путей сообщения. В итоге остановились на проекте русских военных инженеров А.Е.Струве и А.А.Вейсе.
Строительство моста велось в течение 4 лет с 30 августа 1875 по 30 сентября 1879 года. Во время работ впервые в России были применены кессоны. Они представляли собой металлические ящики, которые опускались на дно Невы, из них выкачивали воду и получилось относительно сухое пространство. Затем сюда спускались рабочие и забивали сваи. Широкое применение стальных элементов в несущей конструкции моста также вызвало большой интерес во всем мире, в те времена это было настоящей сенсацией. К сожалению, не обошлось и без несчастных случаев. В сентябре 1876 года в кессон попала вода, погибли пятеро строителей, спустя год, во время укладки фундамента взрыв унес еще девять жизней.
Построенный мост состоял из 6 пролетов, 5 из них были неподвижными, а один разводной, механизм которого был довольно оригинален. Он не поднимал пролет вверх, а отводил в бок, как открытую калитку. Основным украшением моста были чугунные стойки и секции между ними с изображением русалок, держащих щит с гербом города, созданные по рисункам К.К.Рахау. Кроме этого на Литейном мосту впервые в мире были установлены электрические фонари, созданные благодарю знаменитому физику П.Яблочкову.
В 1903 году мост был переименован в Александровский (в честь императора Александра II), но это название продержалось лишь до революции 1917 года. Во время Великой Отечественной в мост попала бомба, но не взорвала его, а лишь пробила насквозь. В 1960-х годах мост был реконструирован: длину разводного пролета увеличили до 50 метров, а ширину моста до 34 метров.