Любитель фотографии просто обязан посетить Музей-фотосалон Карла Буллы. И не только из уважения к мастеру исторической и портретной фотографии (это само собой разумеется), но и потому, что здесь — на высоте питерских крыш — обустроена смотровая площадка, с которой отлично просматривается перспектива Невского проспекта и Садовой улицы. Тут можно без всякого риска сделать снимки города с высоты птичьего полета.
Фотомастерскую по адресу Невский, 54, Карл Булла открыл, уже будучи общепризнанным мастером и обладателем многих почетных наград и званий. Вот как характеризует Буллу рекламное объявление, данное перед Первой мировой войной: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных изданий, все, в чем только встретится потребность, везде и всюду не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете».
Интересно, что Карл Булла, запечатлевший на своих снимках множество великих людей, был в свое время настолько популярен, что его знаменитые модели нередко изъявляли желание сфотографироваться вместе с ним. Например, такое пожелание выразил Лев Толстой. В результате на портрете, выполненном сыном Карла Карловича Виктором, можно сегодня видеть вместе великих писателей и фотографа. В прославленной фотомастерской Карл Булла работал вместе с сыновьями, которые продолжили дело отца. В 1916 году мастер окончательно передал им свое дело, а сам уехал в Эстонию — снимать этнографический материал и обучать местных жителей искусству фотографии, он мирно закончил свои дни в 1929 году.
Оба сына Карла Буллы, Виктор и Александр, стали известными фотографами, но судьбы их сложились несчастливо. Александр Булла, по обвинению в контрреволюции, был сослан на Беломорканал, где и скончался (в 1934 году). Виктор Булла был, по существу, штатным фотографом Смольного. Он снимал революционные события; создал цикл снимков, посвященных Ленину, Зиновьеву, Каменеву и Сталину. Однако по ложному доносу в июле 1938 года его арестовали, а в октябре того же года расстреляли. До конца 1990-х годов петербуржцы имели возможность сфотографироваться в принадлежавшем некогда семье Буллы ателье (которое получило название «Фотография № 1»). Причем для съемки использовались все те же камеры, с которыми работал Карл Булла. Сегодня фотосалон реконструирован. Там открыт музей, где хранится множество документов и прославленное оборудование в рабочем состоянии. В залах музея часто проводятся выставки современных фотографов.