Один из немногих архитектурных памятников Санкт-Петербурга, который за всю историю своего существования ни разу не был переименован.
Телефон | 8 (812) 430-11-31 |
---|---|
Адрес | Санкт-Петербург, Елагин остров, ЦПКиО им. С. М. Кирова |
Метро | Крестовский остров |
Сайт | http://www.elaginpark.spb.ru/art/museum |
Средний чек | 50–100 RUR |
Режим работы | с 10-00 до 18-00. Касса до 17-00. Выходной день – понедельник, санитарный день – последний вторник месяца |
Расположенный в восточной самой высокой части Елагина острова он издалека привлекает к себе внимание. В отличие от других дворцов этого времени, Елагиноостровский дворец являлся летней резиденцией, рассчитанной на сезонное пребывание там гостей. Он задумывался как альтернативное Павловскому место отдыха вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Эти особенности отразились в планировке и декоративном оформлении интерьеров.
Парадные залы составляли анфиладу и располагались на первом этаже дворца. Центром композиции служил большой Овальный зал, к нему симметрично примыкали две гостиные - Голубая и Малиновая. Через Малиновую гостиную был проход в Столовую залу. Из Голубой гостиной можно было попасть в кабинет Марии Федоровны - Опочивальню и Туалетную. Анфилада завершалась двумя служебными помещениями: Камер-юнгферской (Фрейлинской) - с одной стороны, проходной- с другой. Два парадных вестибюля открывали вход во дворец со стороны Масляного луга.
Второй этаж дворца занимали жилые помещения. На третьем находилась домовая церковь во имя святого Чудотворца Николая.
В интерьерах нового дворца огромная роль отводилась декоративному оформлению. Скульптура и живопись играли одинаково большую роль и способствовали созданию торжественных и изящных парадных интерьеров.
Убранство дворца отличалось своим великолепием и отвечало требованиям и вкусам времени. Лучшие скульпторы, живописцы-декораторы, мебельщики, бронзовщики по эскизам главного архитектора создавали парадные интерьеры дворца. Здесь работали скульпторы Пименов и Демут-Малиновский, живописцы-декораторы Скотти, Виги, Медичи, мраморщики Трискорни и Модерни, мастер по искусственному мрамору Щенников, лепщики Апарин и Саягин, мебельщики Гамбс, Бауман, Тур, Бобков, бронзых дел мастера Шрейбер, Дипнер, обойщики, резчики по дереву. Современники отмечали, что убранство дворца представляло своеобразную выставку произведений искусства русской художественной промышленности.
До 1917 года дворец принадлежал императорской семье. После революции 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома.
С1918 по 1929 год Елагин дворец становится Музеем истории и быта. Его коллекция не только сохраняется, но и пополняется предметами из расформированных дач на Каменном и Крестовском островах. В 1930 году дворец был закрыт, коллекция разрознена, некоторые произведения переданы в фонды Эрмитажа, Русского музея, Гатчинского дворца, другие проданы через внутренние и внешнеторговые организации.
Некоторое время после расформирования в здании Елагиноостровского дворца располагался филиал Института растениеводства Академии Наук.
Во время великой отечественной войны здание дворца сильно пострадало: во время пожара в начале 1942 года погибли интерьеры дворца. После войны, учитывая огромную художественную ценность ансамбля Росси, были начаты восстановительные работы. Сначала предполагалось перестроить дворец под здание для танцев и игр центрального парка культуры и отдыха. После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик дворца и парадных залов первого этажа. С 1952 по 1960 год продолжались реставрационные работы.
В 1961 году отреставрированный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами на первом этаже, комнатами отдыха и бильярдными залами на втором и танцевальным залом в помещении церкви во имя св. Николая на третьем. Лишь в 1987 году дворцу был возвращен статус музея, начата большая работа по возвращению утраченных предметов, созданию дворцовой коллекции.
В настоящее время в Парадных залах первого этажа посетители могут познакомиться с удивительными интерьерами созданными К.И.Росси. На втором этаже проходят выставки декоративно прикладного искусства.На третьем этаже ведется работа по воссозданию церкви.