Семь высотных зданий («семь сестёр»), построенных в Москве в конце 1940-х — начале 1950-х годов.
Адрес | Москва, -, 1 — Здание МГУ, 2 — Гостиница «Украина», 3 — Жилое здание на Кудринской площади, 4 — Здание МИД, 5 — Дворец Советов (не построен), 6 — Админстративное здание в Зарядье (Восьмая высотка — не построена, вместо нее «выросла» гостиница «Россия»), 7 — Гостиниц |
---|---|
бесплатно | |
Режим работы | круглосуточно |
1 — Здание МГУ, 2 — Гостиница «Украина», 3 — Жилое здание на Кудринской площади, 4 — Здание МИД, 5 — Дворец Советов (не построен), 6 — Админстративное здание в Зарядье (Восьмая высотка — не построена, вместо нее «выросла» гостиница «Россия»), 7 — Гостиница «Ленинградская» , 8 — Административно-жилое здание на площади Красных Ворот ,9 — Жилое здание на Котельнической набережной
Появившившиеся в 1950-е годы, вместе они до сих являются символом могущества страны и народа, участвовавшего в их возведении. А по отдельности каждая из символизирует свое: здание МГУ – силу советской и российской науки, высотка МИДа – международный авторитет России, высотка на Котельнической – театральное и киноискусство, высотка на Баррикадной у Зоопарка – мощь авиационной промышленности…
За прошедшие полвека после строительства семи сталинских высоток не изменился статус их жильцов: ведь иметь квартиру в высотке – символ принадлежности к высшему обществу, раньше советскому, сегодня – российскому.
Символично, что все высотки были заложены в один день, на праздновании 800-летия Москвы 7 сентября 1947 года. В действительности на тот момент закладка была чисто символической — даже проектов новых зданий еще не было. Фактическое строительство первой из них, на Котельнической набережной, началось в 1949 году, а закончено было в 1953-м. Но дата закладки имела большое символическое значение — ведь изначально предполагалось построить 8 небоскребов, по числу прожитых Москвой столетий. Но одно здание, по замыслу самое высокое, — вблизи Кремля, в Зарядье, — так и не было сооружено.
На проектирование совершенно новых для Советского Союза типов зданий были брошены лучшие архитекторы того времени: Б. Иофан, Д. Чечулин, В. Гельфрейх, А. Минкус. Сталинские небоскребы, вслед за так и нереализованным проектом Дворца Советов, стали первыми представителями так называемого стиля советского классицизма в архитектуре. Советский классицизм является смесью древнеримского имперского стиля, средневековой готики и древнерусского зодчества. Есть, впрочем, у этого стиля и другое название — советский (сталинский) ампир.
Помимо повышения надежности такая инженерная находка помогла решить еще одну не менее важную для советского государства задачу — издалека наблюдателю кажется, что дом имеет большие размеры, чем это есть на самом деле. Оптический обман достигался за счет того, что основные объемы были сосредоточены не в центральном стволе, а распределены по осям. За счет большого количества перпендикулярных плоскостей здание выглядит более широким и монументальным.
И сталинские высотки действительно поражают своей монументальностью. Их несколько тяжеловесная архитектура идеально отобразила новый облик столицы, который с тех пор стал восприниматься как что-то само собой разумеющееся — тихая, уютная Москва начала века ушла в прошлое. При этом формально большая часть высотных домов тех лет вообще не может считаться небоскребами. По мировым меркам истинным небоскребом считается здание не менее 30-ти этажей. Из семи московских высоток этому требованию удовлетворяют лишь две: 36-этажный корпус МГУ на Воробьевых горах и 36-этажная гостиница «Украина». Ни остальные «сталинки», ни другие архитектурные шедевры 60-70 годов — высотные комплексы на Новом Арбате, Дом Туриста и гостиница «Националь» — до 30-этажной отметки не дотягивали. В то же время по абсолютной высоте это были настоящие гиганты — даже самая маленькая 24-этажная высотка у Красных ворот (ныне там размещается Министерство путей сообщений) возвышается на 133 метра. Если бы не 3,5-метровые потолки, огромный цоколь и шпиль над каждой высоткой, то этажность такого дома должна была составить около 40 этажей — более чем значительная цифра для тех лет.