Чудо-терем, особняк-шкатулка в древнерусском стиле. Не возможно, пройти мимо и не остановиться.
Телефон | +7 (495) 937-14-30, 937-15-00 |
---|---|
Адрес | Москва, Большая Якиманка, 43 корп1, рядом с радиальным выходом м. Октябрьская |
Метро | Октябрьская (Калужско-Рижская линия) (5 мин. пешком) |
Сайт | http://ambafrance-ru.org |
Принимают | - |
Режим работы | - |
На Большой Якиманке, напротив красивой церкви “Иоанна Воина”, вот уже более 110 лет радует глаз своими "древнерусскими" формами чудо-терем, особняк-шкатулка купца Игумнова
До постройки особняка на этом месте стоял небольшой деревянный дом, возведенный после Московского пожара 1812 года. В 1888 году новый владелец, Николай Васильевич Игумнов, подал прошение о строительстве нового каменного дома. Игумнов был одним из директоров и совладельцев Большой Ярославской Мануфактуры и нуждался в представительном доме в Москве.
Игумнову был необходим дом, отвечающий его солидному положению в обществе: он был одним из директоров и владельцев основанной ещё в начале XVIII века Большой Ярославской Мануфактуры и нуждался в представительном доме в Москве, промышленном и торговом сердце России.
Для разработки проекта и постройки особняка Игумнов пригласил талантливого ярославского зодчего Николая Поздеева, занимавшего должность городского архитектора Ярославля. Купец Игумнов хотел, чтобы дом отражал его богатство, и денег не жалел: кирпич был выписан из Голландии, изразцы были изготовлены на знаменитом фарфоровом заводе М.Кузнецова.
Для постройки был выбран псевдорусский стиль, очень модный в те времена (Исторический музей, здание магазина ГУМ и т.д.). Этот стиль архитектуры черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов, самый знаменитый из которых - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском - сгорел в XVIII веке. Элементы декора были взяты из храмовой архитектуры (собор Василия Блаженного, ярославские церкви). В здании использованы элементы резьбы по дереву, белому камню, металлическая ковка и литье, живопись (на сводах), элементы кирпичной фигурной кладки. Интересна узорная решетка ворот, по технике изготовления напоминающая просечные металлические подзоры карнизов. Сохранилась роскошная отделка интерьеров.
В 1893 году особняк был закончен. На высокой кровле особняка давленый металл под черепицу. Над "красным крыльцом" (парадным входом) изящная двойная арка под старину. Стены из привозного голландского кирпича. Окантовка окон из белого подмосковного камня. Живописные колоколенки, луковичные маковки шатров, дутые колонны. Многоцветная мозаика редчайших изразцов, специально расписанных по рисункам русского живописца С. Масленникова и изготовленных на знаменитом заводе Кузнецова.
Интерьер также изобилует украшениями. Холл и парадная лестница - это шедевр многоцветия, прекрасно сочетающийся с внешним убранством здания. Тем не менее, сразу же за массивными дверями, ведущими в гостиную, архитектор полностью меняет стиль, и мы погружаемся в классическое убранство.
Мебель в стиле Людовика XV и великолепные гобелены XVII века подчеркивают французский дух этого помещения. Примыкающий к гостиной малый салон меблирован в стиле Людовика XVI, а малая столовая декорирована мебелью и тканями эпохи Ампир. Парадная столовая, очень строгая и скупо меблированная, несет на себе печать средневековья, благодаря своему низкому сводчатому потолку.
Однако московская архитектурная среда не приняла чужака. Едва возведенный особняк подвергся уничтожающей критике. Как язвительно писал архитектор В. Стасов: "Угодно, вот вам пять аршин "греческого классицизма", а нет - три с четвертью итальянского Ренессанса. Или хороший ломтик романского, шесть золотников готики и целый пуд русского". - ”Но ведь все равно красота, - не унимались москвичи. - Где еще такую отыщешь”. - “ Нет, - парировали знатоки. - Не наша эта манера строительства. Чужая московскому духу и глазу”. Игумнов, поддавшийся этим настроениям, быстро разочаровался в своем ярославском зодчем и отказался оплатить превышающие смету расходы. Разочарованный и разоренный архитектор покончил жизнь самоубийством. Особняк на Б. Якиманке в Москве стал последней работой талантливого архитектора.
После революции 1917 года дом использовался под различные цели - он был медицинским центром, затем рабочим клубом.
В 1938 здание было передано в распоряжение французского правительства для размещения французского посольства в Москве. После завершения строительства примыкающей к зданию канцелярии в 1979 году, он стал официальной резиденцией Посла Франции.