Среди множества сооружений гениального архитектора Шехтеля есть одно, которое стоит наособицу, поскольку проектировалось им не на заказ, а для себя и своей семьи.
Теги: |
---|
Адрес | Москва, Ермолаевский переулок, 28 |
---|---|
Метро | Маяковская |
бесплатно |
В 1896 году 37-летний архитектор присмотрел для себя небольшой участок земли на стыке Трёхпрудного и Ермолаевского переулков, где когда-то была пятиглавая церковь священномученика Ермолая. Рядом располагались одно из владений его покровителей и заказчиков - Морозовых. Шехтель снёс имевшиеся на участке деревянные сооружения и по собственному проекту возвел двухэтажный кирпичный особняк. Здание выступает из-за ступенчатой каменной ограды подобно замку с круглой башней, увенчанной конусовидной кровлей. Ограда — типичная для модерна: кованая решетка с растительным орнаментом в виде извивающихся побегов.
В этом особняке Шехтель объединил свой интерес к готической и английской архитектуре и новаторские для того времени архитектурные и художественные приемы, выработанные им самим и впоследствии ставшие характерными для стиля модерн. Композиция особняка динамична и состоит из разных объемов и уровней. Дом одинаково живописно смотрится со всех сторон еще и потому, что в его композиции отсутствует какая бы то ни было симметрия.
До нашего времени дом Шехтеля сохранился почти в неизменном виде: на красную линию Ермолаевского переулка выходит прямоугольный объем здания с высоким щипцом, украшенный классическим перпендикулярным окном с профилированным наличником (характерный прием во времена английской готики XV века). В средней части щипца находится щелевидное окошко чердачного помещения. Щипец фасада значительно выше кровли. Доминирующим элементом фасада является угловая многогранная башня, верхнюю часть которой завершает глухой парапет смотровой площадки, отделенный от общего массива башни профилированным карнизом. В башне расположен парадный вход, декорированный консольным порталом. В верхней части стену башни прорезает узкое окошко, освещающее прихожую. Над главным входом в дом автор поместил изысканную мозаику, выполненную в мастерской В. А. Фролова по эскизу Шехтеля. На золотистом фоне распускающийся, расцветший и увядающий лиловые ирисы, символизирующие три периода бытия: рождение, расцвет, увядание, и три символа: латинская буква S — начальная буква фамилии архитектора в латинском написании и число 96 — год постройки дома. В особняке в Ермолаевском переулке Шехтель прожил долгих 14 лет, а в 1910-м переехал в свой новый дом на Большой Садовой. Шехтель писал, что он искал в архитектуре «музыку форм и радость красок» — эти слова во многом относятся и к его собственному особняку в Ермолаевском переулке.