Крупнейший в столице выставочный зал
Телефон | (495) 926-28-28 |
---|---|
Адрес | Москва, Манежная площадь, 1 |
Метро | Библиотека им. Ленина, Охотный ряд (5 мин. пешком) |
Сайт | http://www.manegemoscow.ru |
Средний чек | 100–500 RUR |
Принимают | наличные |
Режим работы | 10:00-21:00 |
Московский Манеж — историческое здание, расположенное между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий; с 1967 года официальное название — Центральный выставочный зал «Манеж».
Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове. Здание сильно пострадало от пожара в 2004 году и было перестроено по проекту архитектора П. Ю. Андреева, с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера.
Своим возникновением Манеж обязан московскому пожару 1812 года в дни наполеоновского нашествия. Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошёл Манеж, построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими лавками.
На обугленном пустыре по высочайшему повелению Александра I был построен Манеж, называемый тогда «Экзерциргаузом» (домом для упражнений), рассчитанный на пехотный полк (2 тыс. чел). Здание, расположенное рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от расположений полков, предназначалось для военной муштры.
В 1817 году работа над проектом была поручена архитектору А. А. Бетанкуру. Перед ним стояла задача возведения огромного здания, где полк мог бы маневрировать безо всяких помех. Вскоре он создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных ферм опирались на одни только наружные стены. 10 июня 1817 года проект был утвержден. Строительство было предписано закончить не позднее 1 октября того же года.
Весной того же года, из-за крайне ограниченного срока постройки не дожидаясь официального утверждения проекта, известный российский инженер Лев Карбонье, главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, которому было поручено строительство, начал воплощать проект в жизнь. В возведении манежа Карбонье помогали главный архитектор строительства Ламони и фактический производитель всех работ инженер-поручик А. Я. Кашперов.
Через 8 месяцев после начала строительства, 30 ноября 1817 года, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск. В глазах москвичей Манеж сразу же стал памятником победе в войне 1812 года.
Некоторое время помимо выездки кавалеристов в стенах Манежа размещались дворцовые конюшни. Однако, Манеж быстро избавляется от милитаристского духа, и в нём больше не проводятся конные выездки царских полков, а устраиваются выставки, концерты, гуляния.
В 1867 году Гектор Берлиоз совместно с Николаем Рубинштейном дирижировал в Манеже оркестром и хором из 500 человек в присутствии 12 тыс. зрителей. В 1865—1867 годах здесь проходила этнографическая выставка с целью показа повседневного быта всех народов России с помощью фигур из папье-маше, одетых в костюмы. Выставку посетил император Александр III, назвав фигуры людей уродами, быстро удалился.
В 1904 году была проведена реставрация здания архитектором И. И. Рербергом. После 1917 года Манеж служил гаражом для правительственных автомашин. Его состояние ухудшается — балки проседают почти на метр. После смерти Сталина здание возвращают городу. В 1957 г. Манеж стал Центральным выставочным залом столицы.
В 1962 году в Манеже открывается выставка художников-авангардистов «Новая реальность», во время посещения которой Никита Хрущёв подверг резкой критике творчество авторов выставлявшихся картин, заявив буквально: «Нашему народу такое не нужно!». Результатом негативного впечатления Хрущёва от этой выставки стала кампания против абстракционизма и формализма, развёрнутая в СССР.
С 1967 года здание известно как «Центральный выставочный зал», ставший местом проведения выставок крупнейших советских и российских художников, ярмарок и других мероприятий.
14 марта 2004 года, в день выборов президента РФ, в здании Манежа произошёл серьёзный пожар, которому была присвоена пятая (высшая) категория сложности. В результате огнем была уничтожена кровля, неповрежденными остались только одни массивные наружные стены.
В рамках восстановления здание Манежа было полностью перестроено по проекту архитектора П. Ю. Андреева: в здании были установлены эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения. Также был «открыт» потолок здания и знаменитые «фермы Бетанкура», воссозданные заново. Слуховые окна на кровле вышли более акцентированными и заметными. В то же время проведённая реконструкция позволила значительно увеличить выставочные площади Манежа.
С картинками