Комплекс памятников усадебной архитектуры XVIII—XIX веков в Москве, в районе Лианозово, непосредственно к юго-западу от пересечения МКАД и Алтуфьевского шоссе.
Адрес | Москва, Алтуфьевское шоссе, владения 147—149, 84-й километр МКАД |
---|---|
Метро | Алтуфьево |
Деревня Алтуфьево на реке Самотёшке, во владении Н. Д. Мякишева, известно с 1585 года. Первая Крестовоздвиженская церковь выстроена здесь около 1678 думным дворянином Н. И. Акинфиевым; с тех пор у села было и второе название — Воздвиженское. В 1760-е годы Алтуфьево перешло во владение И. И. Вельяминова, при котором был заложен господский дом «в тринадцать покоев» (1767) в стиле барокко, новый каменный храм и давно утраченный регулярный парк с двумя прудами. В последней трети XVIII века усадьба несколько раз перешла из рук в руки и была вновь перестроена при Куракиных в 1790-х годах (вероятно, надстроенный Куракиными второй этаж был деревянным). Современный вид главный дом приобрёл при Николае Арсеньевиче Жеребцове в 1849—1861.
Последним владельцем Алтуфьева до 1917 был нефтяной промышленник Г. М. Лианозов; именем этого семейства до сих пор называется район, в котором расположена усадьба. При Лианозове к дому сделали пристройку.
Церковь воздвижения Креста Господня, построена в 1760—1763, редкого типа «иже под колоколы». Круглый основной объём диаметром около 12 м (внутренне пространство — крестообразное в плане) увенчан восьмигранным верхним ярусом. С севера, юга и востока к барабану примыкают три апсиды. Окна главного барабана типичны для московского барокко — над вытянутыми в высоту окнами первого света расположены небольшие, вытянутые в длину ложные окна «второго света» (на их месте, возможно, были настоящие окна, позднее заложенные). В 1993—1995 гг. церковь получила новую трапезную, заменившую небольшую трапезную 1986 г. и новую колокольню. После их сооружения площадь храма увеличилась более чем вдвое, но он не только лишился своих пропорций, но и скрыл находящийся северо-западнее церкви господский дом усадьбы. Одновременно была выполнена заново вся отделка интерьеров. Фасады и внутренний вид храма украсили мозаичные панно очень высокого качества, но не вписывающиеся в стилистику здания. В ходе реконструкции была совершена варварская переделка, грубо исказившая первоначальный замысел зодчих: старая колокольня оказалась превращена в световой барабан. Для этого пробили старинный свод храма, срезали перекладины, на которых висели колокола, проёмы колокольни застеклили, а её свод, ставший сводом храма, расписали граффити. Так этот интереснейший объект утратил большую часть своей ценности при попустительстве государственных органов охраны памятников. Со стороны Алтуфьевского пруда церковь обнесли современным решётчатым забором со стилизованными под барокко двумя башнеобразными объёмами по углам (в одном из них находится часовня, в другой — церковная лавка) и диссонирующими с ними эклектичными воротами в центре.
Главный дом с ядром постройки 1760-х гг., от которой остались подвалы и фрагменты стен первого этажа. Около 1851 года при Н. А. Жеребцове дом приобрёл нынешний образ в духе псевдорусской эклектики. Над центральной частью дома был выстроен деревянный мезонин с шатровым «бельведером». Южный фасад приобрёл белокаменные колонны и килевидные украшения окон и входного тамбура. На рубеже XIX-XX вв. дом был еще раз реконструирован. В советское время он утратил башню-бельведер.
Пивоварня— единственная уцелевшая хозяйственная постройка конца XVIII века, в стиле зрелого классицизма, сильно перестроена на рубеже XIX-XX вв. и в советское время.
Флигель с погребами, XVIII—XIX веков
Парк Алтуфьево с прудом. Прудовая вода по речке Самотёке (она же Алтуфьевская речка) попадает в Чермянку, из неё — в Яузу.