Собор Казанской иконы Божией Матери - является кафедральным собором Волгоградской и Камышинской епархии Русской православной церкви.
Теги: |
---|
Телефон | +7 (8442) 947-843, 947-874 |
---|---|
Адрес | Волгоград, Липецкая, 10 |
Сайт | http://www.volgaprav.ru/hramy_volgograda/voroshilovskij-rajon/kafedralnyj-sobor-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi/ |
бесплатно |
С тех пор как в 1579 году девочка Матрёна Онучина обнаружила Казанскую икону Богородицы в сгоревшей избе и будущий российский патриарх Ермоген (а тогда ещё священник Ермолай) пронёс её на своих руках в крестном ходе по городу, этот образ стал одним из наиболее почитаемых у православных. Дважды отмечается её память в храмах: 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. С неё было сделано много списков, который тоже стали чудотворными: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская. И хотя сама икона в 1904 году бесследно исчезла, она по-прежнему незримо защищает нашу землю от бед, приносит помощь всем молящимся.
Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго — вероятно, сгорела. В 1709 году умирает один из её священников Пётр Димитриев, и другой иерей Фёдор Дмитриев с прихожанами просят астраханского митрополита Сампсона посвятить им в попы дьякона Алексея Игнатьева.
На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным.
Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней.
Напротив храма на улице Елецкой размещалась трёхгодичная церковно-приходская школа, в которой обучались девочки. Первоклассницы сидели на втором этаже здания в большом зале. Там в красном углу висела большая икона, перед которой ученицы молились в начале занятия.
К храму примыкало и кладбище 2-ой части города, где захоронения начали осуществляться после 1820 года. Поэтому прихрамовая территория иногда называлась Кладбищенской площадью.
После революции церковь основательно пограбят большевики: комиссия по изъятию церковных ценностей произвела реквизицию 20 марта 1922 года. В 1924 году храм хранит верность патриаршей Церкви, здесь служат протоиерей Виктор Поляков, священник Андрей Хмелёв, дьякон Проскуряков, псаломщик Долецкий. Обновленцы подают на них жалобу в административный отдел.
Несмотря на гонения, приход оставался действующим и в страшные 30-е годы. По состоянию на 1 марта 1932 года он числится за староцерковниками, как в те времена назывались приверженцы патриаршей церкви, а затем храм попал под управление обновленцев. При Казанском соборе постоянно находились православные люди, которые за свои предсказания славились среди народа как юродивые. Перед войной в Сталинграде появился блаженный Адриан, известны были царицынские блаженные Татьяна и Екатерина.
15 декабря 1939 года Казанская церковь была закрыта.
Сталинградская битва опалила церковь своим огненным дыханием. Фашистские бомбардировки оставили от храма лишь стены. Надо было его восстанавливать. Хотя официальное открытие храма состоялось 27 июля 1945 года, богослужения начались 10 сентября в частном доме № 18 по ул. Аткарской (ныне на его месте остановка трамвая «Улица Ростовская»). В апреле 1946 года сохранившуюся коробку здания передали верующим, и под руководством архитектора В.Н. Симбирцева начался ремонт.
Распоряжался им старший прораб И.Л. Дубровин. На просьбы в горсовет предоставить стройматериалы по государственным расценкам последовал отказ, тогда верующие стали собирать средства для ремонта на базарах и улицах. Но вскоре это было пресечено властями. Узнав о службах в соборе, жители посёлка Рынок привезли сюда спасённую ими при разорении своей церкви икону Казанской Божией Матери и распятие (оно до сих пор стоит в соборе). Г.В. Корнеев проводит электропроводку и делает из лампочек надпись — две буквы «Х» и «В» («Христос воскресе»). Первая служба состоялась на Вербное Воскресенье. Пасхальный праздник 1946 года собирает более 8 тысяч православных, из них до 2 тысяч детей и молодёжи. Половина из пришедших на литургию верующих не поместилась в храме, 4 тысячи человек стояло под открытым небом со свечами в руках.
Разорённые войной люди просили около Казанской церкви милостыню. Стены храма стали белыми от объявлений: «Ищу маму!», «Помогите найти родных», «Ищу брата». И случаи чудесного обретения родственников были не так уж редкими. Настоятелем сразу после войны пребывал священник А.А. Князевский. В 1945—1946 годах он вместе с верующими совершал паломничество в с. Городище к источнику святой Параскевы на 9-ую пятницу после Пасхи и служил там молебен, на котором присутствовало до 700 человек.
В 1947 году архиепископ Филипп ставит на пост настоятеля собора отца Григория Лапина, но уполномоченный не разрешает его регистрацию (на следующий год священника даже выселяют из Сталинграда). 31 октября 1947 года настоятелем становится отец Павел Нечаев (дальний родственник о. Иоанна Кронштадского). Последним власти тоже были очень недовольны, так как он благословлял на праздник Пасхи раздавать в храме куличи и яйца. Служил в то время в Казанской церкви и протодьякон Алексей Могилин, в 1947 году он получил 5 лет лагерей за пребывание на оккупированной территории. Регентовал в храме Максимилиан Фомич Моисеенко, побывавший в сибирской ссылке и вскоре после возвращения скончавшийся. Алтарницей собора пребывала матушка Ксения. После войны власти обкладывают причт непосильными налогами, а нарсуд обязывает их платить.
Службы шли и в наполовину готовом храме. Он освящается архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом (Ставицким) 20 мая 1948 года. Если до Великой Отечественной войны церковь имела один престол, то теперь к ней пристроен придел во имя Николая Чудотворца. Внутренние стены были расписаны в 1954 году, через два года сделаны хоры. В ноябре 1954 года епископ Сергий (Ларин) освящает вновь пристроенный придел во имя Николая Чудотворца. К приезду Святейшего Патриарха Алексия I в июне 1949 года уже была почти восстановлена трапезная. Появляются в ней и новые иконы — святителя Николая, священномученика дьякона Стефана, Спасителя, Богородицы, архистратига Михаила и преподобного Сергия Радонежского.
В начале 1949 года московский художник К.С. Сархош пишет иконы Крещения, Вознесения, свмч. Иосифа Астраханского, чуть позже ещё две иконы. Оформляли собор инженер-художник городского театра Ремезов, инженер Сталинградтракторостроя Трисмегистов, московская бригада художников под руководством Хорохоша. Паникадила и подсвечники делали Роман и Алексей Соколовы, техник Ю.Н. Муратов, а техник А.Д. Марченко снимал на фотоплёнку самые интересные сюжеты — прибытие архиепископа Филиппа, портреты священников. Причём из-за подъёма веры в народе и одновременной нехватки домашних икон возникает примечательная ситуация: прихожане начинают расхватывать то, что доступнее — фотокарточки священников. Старостой Казанского собора в те годы являлся отец православного фотографа Деомид Матвеевич Марченко.
На Рождество 1952 года в храме собралось четыре тысячи верующих: 300 мужчин, 3500 женщин, 200 детей. В 1966 году уполномоченный совета по делам религии по Волгоградской области М.К. Прудникович насчитал на Пасху в соборе около 12 тысяч человек, в том числе две тысячи мужчин, 9 тысяч женщин, 500 человек молодёжи, 150 детей. По отчётам ответственных за атеистическую работу чиновников, в 60-е годы на богослужениях присутствовало до тысячи, а в большие праздники — и до 8 тысяч молящихся. В 1958 году в справке Сталинградского обкома КПСС отмечалось, что за последние семь лет на ремонт и украшение храма израсходовано свыше двух миллионов рублей.
В 1972 году деревянный пол храма заменяют на бетонный. С 1972 и по 1988 год настоятелем являлся протоиерей Анатолий Назаренко, а с 1988 года — протоиерей Алексей Машенцев, служивший здесь с 1965 года. Уже в начале 80-х годов к старому зданию бывшего дома священника делают пристройку, где помещаются крестильня, регистратура и служебные помещения.
Произошло важное изменение и в статусе храма: 30 июня 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I он возводится в ранг соборного. Казанский собор уже долгое время остаётся главным кафедральным храмом Волгограда, собирающим на молитвы верующих со всех концов города.
В соборе был довольно приличный хор. Регентом после смерти М.Ф. Моисеенко стал Юрий Александрович Сатирский, который трудился в храме полтора года. Долгое время здесь регентовал Игнат Трофимович Мамонтов. В хоре пело много замечательных мастеров. Сильный, красивый голос был у А.В. Макарова, знатоки сравнивали его с Иваном Козловским. Александр Васильевич умер в 1950 году. Рядом с церковью жила слепая Ульяша, которая пела на левом клиросе. Она прекрасно знала псалтирь, устав, даже батюшки с ней советовались.
Архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевской) оставил замечательные воспоминания о годах своего архиерейства. В них часто упоминается Казанский собор в Волгограде, куда владыка приезжал. 3 ноября 1976 года архиерей служил здесь вечерню с акафистом и всенощную, а на следующее утро — обедню и молебен. Он произносит проповедь о заступничестве Божией Матери в истории русского народа. Владыка записывает в дневнике: «Народу меньше, чем на Казанскую летом».
Следующую обедню он служит 10 января 1977 года. Под благословение владыки подошло в тот день 1400 человек. На следующий день вечером он посетил дом священника Алексея Машенцева. В дневнике появляется запись: «Приём, как всегда, очень тёплый и щедрый. Беседовали о делах в Казанском соборе».
В 1980 году в соборе было крещено 3385 человек, 60 пар повенчано, отпето около шести тысяч человек (очно только 190).
В трапезной Казанского собора находится триптих «Княгиня Ольга», «Крещение Руси князем Владимиром» и «Князь Владимир» работы известного волгоградского художника Павла Фёдоровича Шердакова.
В 1989 году при соборе открывается первая в истории посткоммунистической России воскресная духовно-певческая школа «Конкордия», которой руководил известный в городе Михаил Рубцов. Ключарём собора на 2003 год является протоиерей Николай Пичейкин, председатель епархиального отдела церковной благотворительности и социального служения. Действует здесь и воскресная школа. Сейчас Казанская церковь по-прежнему остаётся соборной в нашем городе, хотя она уже давно не вмещает всех верующих.