Раньше я никогда не останавливалась в монастыре на ночлег, не ездила в паломнические поездки, да и вообще бывала в монастырях только на Богослужении в Храме, а заодно осматривала архитектуру как самый обычный турист. Поездка в Богородицкий Житенный монастырь открыла для меня совсем другой мир, и хотя провела я там в общей сложности менее двух суток, но то невероятное чувство парения и какой-то непередаваемой радости, которое пришло ко мне в этой обители, я запомню навсегда. Никогда и нигде я подобного не ощущала. Никакими особыми, архитектурными особенностями или привлекательными для туристов и паломников ценностями монастырь не обладает. Но может быть именно в этом и есть его главная неподдельная ценность и невероятная красота. Здесь все настоящее, не на показ и это совсем другой мир.
Живут в монастыре трудно, но дружно и светло. Да, да, именно светло. Потому, что никакое другое слово не передаст тех потрясающих лучезарных лиц насельниц и других жителей обители, которые трудятся Во Славу Божию для восстановления обители и выполняют множество других послушаний. Если бы Вы видели добрую и радостную улыбку матушки-настоятельницы Елисаветы, ее все понимающие глаза, слышали ее красивый грудной голос, которого невозможно ослушаться, то непременно захотели бы остаться тут на какое-то время и хоть чем-нибудь помочь. И это чувство вовсе не жалость, а скорее желание хоть ненадолго прикоснуться к добру и чистоте.
Нельзя сказать, что обитель тихая и суровая. Ну как может быть суровым и тихим место в котором растут и выбирают свой жизненный путь больше 30 молодых мамочек с малышами и трудных подростков? Это и монастырь со строгим уставом для монашествующих и приют для всех нуждающихся в помощи. Тут есть как кельи, так и комнаты для мамочек с младенцами, гостевые комнаты и детские комнаты, школа и огород, пекарня и трапезная, и конечно самое главное - Храм. Безусловно, праздные разговоры тут не поощряются. Да и тем, кто живет тут постоянно или приезжает потрудиться на это просто не остается времени.
За неимением другого места, кушают тут пока все вместе в общей трапезной. За несколькими большими столами, сделанными добровольцами прямо в стенах монастыря, усаживаются монахини, детки и постояльцы обоих полов. Отдельно стоит стол для Священства и Игуменьи Елисаветы. Для монашествующих это конечно непростое испытание, а для нас, мирян, это польза. Во время трапезы кто-нибудь из насельниц читает наставления Святых отцов или другие душеполезные книги. К трапезе все собираются по колоколу, а встают из-за стола вместе с матушкой. После трапезы каждый выполняет свое послушание. Ежедневно, каждый без исключения, выполняет несколько разных послушаний. Приучают к труду и молодежь. Девушки не только учатся в школе, но и помогают по огороду и в трапезной, ухаживают за цветами, учатся шить. С ними занимаются пением, рисованием и танцами. В общем все напоминает дореволюционный Институт Благородных Девиц. Мне это кажется очень правильным и нужным. Ведь пока ты молод так легко совершить ошибки, которые потом так трудно исправить. Как жаль, что в моей юности было мало подобных возможностей.
Службы в малюсеньком, но уже полностью восстановленном надвратном Храме совершаются ежедневно. Главный монастырских Храм и колокольня еще пока больше напоминают руины, но восстановление идет. В выходные и праздники в Храм на службу приходят много мирян из Осташкова, а в обычные дни только священник, монахини и кто-нибудь из постояльцев или гостей. Именно на службах в будние дни чувствуется близкое присутствие Божие. А после службы выйдешь из Храма, и перед глазами невероятная синь и простор озера Селигер. И в душе рождается благодарственная молитва. Как красива русская земля и как глубока русская душа! Слава Богу за всё!