Найти:
Где искать:

Храм "Воскресения Христова в Кадашах"

Категории:
Смотреть, Слушать, Детям
С кем можно пойти:
вторая половинка, дети, друг (подруга), вся семья
Краткое описание:
Православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии.
Описание:
Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы, между двух основных дорог на юг — Полянкой и Ордынкой.
Первое упоминание о церкви Воскресения относится к 1493 году. В грамоте, адресованной сыновьям, московский воевода князь Иван Патрикеев скрупулёзно обозначил свои владения, указав, что принадлежало ему на тот момент село за рекою, за лугом, у Воскресения, а жили там его же, князя, крепостные крестьяне.[1] В 1504 году великий князь Иван III говорит уже об этой местности как о селе Кадашёве.
Первоначально храм называли «церковь Воскресения, что на Грязех». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. С 1625 года в Патриарших окладных книгах появляются регулярные записи о храме.
Церковь Воскресения в Кадашах, по мнению современных учёных, служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало около 30 лет. В 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашёвской слободы — купцов Кодрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича.
В 1695 году три лестницы были разобраны, и с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Храм построен в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Резьбой по белому камню отдекорированы наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. В храме четыре алтаря. Главный престол — Воскресения Христова, в честь которого и назван весь храм. Стены храма были расписаны царскими изографами Петром Беляевым, Николем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным.
В описях упоминается о серебряном, вызолоченном окладе для Евангелия главного престола церкви, которое весило около 13 кг и другой дорогой утвари.
В 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. Значительная часть ценностей была расхищена.

В тридцатые годы начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1860 года. В 1848 году была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П. Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. В первой половине XIX века были разобраны трёхмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Также были переложены апсиды. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра.
В 1934 году храм был закрыт. В нём располагались различные государственные учреждения, в том числе архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века храм был отреставрирован архитектором Г. В. Алферовой и в 1966 году отреставрированное здание храма передали в реставрационный центр ВХНРЦ им. Грабаря.

1992 году был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о передаче храма приходу Русской православной церкви.[2] Продолжаются работы по восстановлению храма и споры о территории, ему принадлежащей. Попытки столичных властей в 2010 году снести дом дьякона и некоторые близлежащие здания ради возведения новостроя натолкнулись на общественное сопротивление. Конфликт широко освещался в российской прессе (см. «битва при Кадашах»).
Главный колокол храма был отлит в 1750 году и его вес составил 400 пудов (около 6,5 тонн) мастером Константином Михайловичем Слизовым, который также отлил и Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. По некоторым сведениям этот колокол в настоящее время находится в Большом театре и используется в «Борисе Годунове»
Телефон:
8 (495) 953-22-91, 8 (495) 953-13-19
Адрес:
Москва, 2-й Кадашевский переулок , 7/4, стр. 14.
Метро:
Третьяковская, Новокузнецкая (до метро 7)
Бесплатно:
Да
Режим работы:
ежедневно с 7:00 до 19:00
Добавлено:
Гоша
(13.03.2011 20:00)

Отзывы к «Храм "Воскресения Христова в Кадашах"»

Написать отзыв
Один из самых красивых и старых храмов Москвы, это семнадцатый век. Парадоксально, что его так мало знают. Он расположен между Полянкой и Ордынкой и хорошо виден от здания Третьяковской галереи. От нее дойти всего-то 5-7 минут. Особая прелесть расположения храма в том, что рядом сохранилась историческая малоэтажная застройка. Лужков, правда, пытался покусится на этот дорогой кусочек старой Москвы, собираясь построить элитный комплекс «Пять столиц», но судьба и москвичи спасли храм. Опасность была в том, что шестиэтажные особняки закрыли бы полностью вид на храм – сейчас и так его трудно снимать, можно взять только широкоугольником и то, получаются неважнецкие снимки. Кроме того, подземные гаражи наверняка поспособствовали разрушению храма, колокольня сейчас немного наклонена. Храм построили в 17 веке в Кадашах, в месте, где жили и работали ткачи и золотошвеи. Они трудились непосредственно на царский двор, и посему были освобождены от налогов. Кадашевцы были изрядно богаты, строили в те времена дорогие каменные дома, а приход с помощью купца Добрынина возвел каменную церковь. Самое смешное в этой истории - приход был настолько богат, что спустя какое-то время стал ее переделывать и достраивать. Убрали шикарный трехмаршевый всход в церковь, чтобы выстроить сказочной красоты колокольню-свечку, ее высота больше 43 метров. Это была главная колокольня Замоскворечья и при колокольном московском звоне вступала в колокольный перезвон сразу после Ивана Великого. Главный колокол, по слухам, сейчас в Большом театре, а бывший директор театра Иксанов обещал вернуть колокол приходу, но чем дело кончится – никто пока не знает. Сама церковь Вознесения очень хороша, такой необычной барочной церкви в Москве нет. В белых каменных кружевах чувствуется очень сильное польское влияние. Но самое потрясающее – это вид с колокольни, за добровольное пожертвование водят группами наверх. Узенькая лестница – сама по себе музейный экспонат. Такой вид на Кремль запоминается навсегда, Большой Кремлевский Дворец виден во всей красе, а Колокольня Ивана Великого совсем близко – напротив. Панорама Москвы прекрасна особенно в пасмурный день, когда не видно вновь построенного Сити. Мешает только цетелевский Петр, больно он нелепо точит.
Вокруг храма тоже очень интересно, там все такое древнее, старомосковское. Туда тащат все древности, которые раскопали при близлежащем строительстве – ядра, плиты, керамику. Хоть и спасли храм от разрушения, но там все так быстро меняется, что надо идти и увидеть все, что пока сохранилось в этом несколько заброшенном виде, потому что, если там все зачистят и загламурят, то уйдет очарование Кадашей.
Отзыв о «

11.11.2013 12:05