Православный храм Москворецкого благочиния Московской епархии.
Телефон | 8 (495) 953-22-91, 8 (495) 953-13-19 |
---|---|
Адрес | Москва, 2-й Кадашевский переулок , 7/4, стр. 14. |
Метро | Третьяковская, Новокузнецкая (7 мин. пешком) |
Сайт | http://www.kadashi.ru/ |
бесплатно | |
Режим работы | ежедневно с 7:00 до 19:00 |
Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы, между двух основных дорог на юг — Полянкой и Ордынкой.
Первое упоминание о церкви Воскресения относится к 1493 году. В грамоте, адресованной сыновьям, московский воевода князь Иван Патрикеев скрупулёзно обозначил свои владения, указав, что принадлежало ему на тот момент село за рекою, за лугом, у Воскресения, а жили там его же, князя, крепостные крестьяне.[1] В 1504 году великий князь Иван III говорит уже об этой местности как о селе Кадашёве.
Первоначально храм называли «церковь Воскресения, что на Грязех». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. С 1625 года в Патриарших окладных книгах появляются регулярные записи о храме.
Церковь Воскресения в Кадашах, по мнению современных учёных, служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья и определяла главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.
Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало около 30 лет. В 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашёвской слободы — купцов Кодрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича.
В 1695 году три лестницы были разобраны, и с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Храм построен в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Резьбой по белому камню отдекорированы наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. В храме четыре алтаря. Главный престол — Воскресения Христова, в честь которого и назван весь храм. Стены храма были расписаны царскими изографами Петром Беляевым, Николем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным.
В описях упоминается о серебряном, вызолоченном окладе для Евангелия главного престола церкви, которое весило около 13 кг и другой дорогой утвари.
В 1812 году храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. Значительная часть ценностей была расхищена.
В тридцатые годы начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 1860 года. В 1848 году была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П. Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. В первой половине XIX века были разобраны трёхмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Также были переложены апсиды. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра.
В 1934 году храм был закрыт. В нём располагались различные государственные учреждения, в том числе архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века храм был отреставрирован архитектором Г. В. Алферовой и в 1966 году отреставрированное здание храма передали в реставрационный центр ВХНРЦ им. Грабаря.
1992 году был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о передаче храма приходу Русской православной церкви.[2] Продолжаются работы по восстановлению храма и споры о территории, ему принадлежащей. Попытки столичных властей в 2010 году снести дом дьякона и некоторые близлежащие здания ради возведения новостроя натолкнулись на общественное сопротивление. Конфликт широко освещался в российской прессе (см. «битва при Кадашах»).
Главный колокол храма был отлит в 1750 году и его вес составил 400 пудов (около 6,5 тонн) мастером Константином Михайловичем Слизовым, который также отлил и Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. По некоторым сведениям этот колокол в настоящее время находится в Большом театре и используется в «Борисе Годунове»
С картинками