Милостью Божией в ночь с субботы на воскресенье довелось мне побывать на Всенощной в Подворье Афонского Пантелеймонова монастыря в Москве. Подворье – это тот же самый монастырь, но как бы его филиал. Вы наверняка знаете, что на Святую гору Афон женщин не пускают в принципе. И даже не только в монастыри Афона, которых два десятка, но даже не разрешают спуститься с корабля. По преданию, гора Афон – это земной удел Божией Матери и по завету Богородицы ни одна женщина, кроме Нее, не может находиться на этой земле. Так что побывать в Афонском Пантелеймоновом монастыре, принадлежащем Русской Православной Церкви женщине почти невозможно. Почему почти? Да потому, что в Московское Подворье этого монастыря пускают всех.
Правда правила посещения Подворья довольно строги даже по сравнению с другими монастырями. Фото и видеосъемка запрещены не только в Соборе, но и на всей территории Монастырского Подворья, для разговора по мобильному телефону придется выйти за монастырские стены. Ну, и конечно женщины допускаются сюда только в головных уборах и закрытых ниже локтя длинных платьях без декольте. Казалось бы, зачем такие строгости? Но именно совокупность этих правил позволяет отрешиться от бытовой суеты и почувствовать присутствие Божие совсем рядом с собой. Кроме того, такие правила почти автоматически отсекают любопытных зевах и вездесущих туристов с фотоаппаратами. Ведь для мирян доступна совсем небольшая территория монастыря.
А теперь о главном, о том почему, несмотря на все эти сложности, люди стремятся сюда попасть. Сейчас не только во многих Храмах, но даже и в монастырях службы сокращаются из-за слабости мирян. Афонское Подворье Пантелеймонова монастыря одно из редких мест, где в выходной день можно побывать на службе без сокращений, которая служится так, как это было задумано от начала. Тут Всенощное бдение начинается в десять вечера и продолжается всю ночь, плавно перетекая в Божественную Литургию, которая заканчивается около семи утра. Да, даже просто физически побывать на службе, которая длится более восьми часов не просто, но после нее ты выходишь совершенно обновленный, с просветленной, отмытой общей молитвой душой. И это не пафосные слова, а самая настоящая правда. Другой вопрос, что решиться на такой подвиг может не всякий. Но я так скажу, с собой можно взять стульчик, а в Соборе есть скамейки. Так что устав стоять можно и посидеть. Все всё понимают.
Больше всего меня поразила даже не удивительная архитектура монастыря, как будто перенесенного прямо из Греции, а непередаваемая совершенно потрясающая атмосфера. Почти вся служба проходит без дополнительного освещения, только при свете свечей. Конечно, во время Причастия, зажигают Паникадило, но в остальное время в Храме царит полумрак. В теплом мерцающем свете свечей слышится тихий голос священника, невероятно мягкими бархатными голосами поет мужской монастырский хор, а повернувшийся к мирянам регент руководит молящимися в Храме людьми. Только тут я увидела и поняла, что означает призыв: «Миром Господу помолимся». Тут миряне поют не только молитвы «Отче наш» и «Символ веры», но и большинство других молитвословий. Для меня это было удивительно и мне повезло, что я взяла с собой специальную книжку по Всенощной и Литургии, в которой есть все песнопения, исполняемые обычно хором, а не мирянами. Исповедь тут принимают почти всю ночь сразу несколько иеромонахов. Все происходит без суеты и торопливости, и кажется, что батюшка даже сочувствует и жалеет тебя, помогая открыть душу Господу и покаяться. Записки тут принимают как для молитв в Московском Подворье, так и для передачи на Афон. Во дворе, прямо у входа в Собор есть беседка, в которой можно налить с собой или попить освященной воды. Рядом с беседкой – скамеечки. В дневное время в башенках монастырской ограды работают церковные лавки, а во время ночной службы – свечная лавка в Соборе. Если Вы человек крещеный, то хотя бы однажды тут побывать обязательно нужно. Уточнять начало служб в будни нужно по телефону, т.к. сайта у монастыря нет.