Если поближе присмотреться к московским переулочкам, то можно обнаружить в них удивительные памятники архитектуры. Ну разве можно сказать глядя на уютный ампирный особнячок Штейнгеля-Лопатиных, что он построен из дерева. Не знаю как вам, а лично мне бы это даже и в голову не пришло. Глядя на него я была абсолютно уверена, что он выстроен из кирпича. Узнала я об этом совершенно случайно. Просто прогуливалась по своему обыкновению по старой Москве в районе Кропоткинской и краем уха услышала гида проводящего пешеходную экскурсию. Экскурсанты ушли, а мне захотелось рассмотреть это чудо повнимательнее.
Самая красота конечно видна со стороны Гагаринского переулка. Слева и справа от колоннады на окнами есть два больших медальона на которых изображена голова с тремя лицами: в фас на вас смотрит бородатый воин, а влево и вправо его молодые безбородые лица. Это необычное лицо обрамлено дубовыми листочками и орнаментом смутно напоминающим что-то греко-римское. В углублении между колоннами прижились когтистые и крылатые мифические существа-страшилища. Завершают декор верхнего уровня одинаковые маски. Вообще странновато смотрятся полноценные колонны на каменном подклете без дверей. Обычно так оформлялся главный вход в усадьбу. Тут же намека на вход даже не присутствует. Вообще, я думаю, что этот дом хранит много секретов. Ведь не даром в одной их его комнат когда-то тайно собиралась масоны. Возможно именно этим объясняется такой декор фасада.
Ну а еще тут некоторое время жили Тургеневы. Думаю именно поэтому особняк не обходят стороной экскурсии. Ведь как возможно представить литературную Москву без знаменитого представителя этой семьи? В дом попасть сложно, да и не нужно видимо. Ведь теперь, как гласит табличка, дом является офисом небезызвестного директора Московского музея современно искусства и Президента Московской Академии Художеств. У представителей кавказских народностей есть особый дар везде устраиваться с комфортом. Этот офис тому яркое подтверждение. Хотя талантливому человеку наверное нужна особая атмосфера. Будем надеяться, что стены этого старинного особняка помогут создавать более исторически точные памятники, чем памятник Петру I на стрелке.