Монастырь открыт по распоряжению митрополита Московского Филарета на месте старообрядческой обители.
Теги: |
---|
Адрес | Москва, Преображенский Вал , 25 , рядом с Преображенским кладбищем |
---|---|
Метро | Семеновская, Преображенская площадь (7 мин. пешком) |
Сайт | http://www.vidania.ru/monastery/book_nikolskii_moscow.html |
бесплатно | |
Режим работы | с 8 до 19 часов, ежедневно |
Никольский единоверческий мужской монастырь открыт по представлению митрополита Московского Филарета в 1866 г. на месте старообрядческой мужской обители Федосеевского старопоморского благочестия у Преображенского кладбища.
Преображенское кладбище возникло в 1771 г. во время чумы. Одним из главных организаторов его был дворовый человек князей Голицыных Илья Алексеевич Ковылин (1731 - 1809), перешедший в раскол и записавшийся в московском купечестве. Вместе с другими организаторами он явился к губернатору с просьбой разрешить устроить на свой счет чумной карантин у Преображенской заставы.
У Преображенского кладбища стали после того селиться старообрядцы, ставить жилые дома и молельни. Ковылин получил Высочайшее разрешение на устройство Преображенского богаделенного дома. Обитель обнесли каменной оградой с башнями по углам. Здесь находилась Федосеевекая беспоповская контора. В ней производили суд и расправу, избирали и утверждали духовных отцов, рассылая их по стране. В 1806 г. была построена женская обитель, также обнесенная каменной оградой с башнями по углам, а на старом месте осталась мужская. Для ограничения своеволия раскольников Николай I повелел основать на Преображенском кладбище православную церковь. Потом по воле Александра II все призреваемые на мужском дворе переселены были на женский двор, а мужской двор отдан под Никольский единоверческий монастырь. Этому монастырю впоследствии А.И. Хлудов пожертвовал богатую библиотеку из древлеписаных и старопечатных книг. Библиотека помещается в устроенном для нее теплом помещении».
Никольский единоверческий монастырь открыт по Высочайшему соизволению и по представлению митрополита Московского Филарета вследствие перехода в православие из поповщинской раскольнической секты 3 епископов - Онуфрия, Пафнутия, Сергия, иеромонаха Иоасафа, архидиакона Филарета и двух иеродиаконов. Монастырь открыт на бывшем мужском отделении беспоповского Преображенского богаделенного дома, где уже с 1854 г. существовала приходская Никольская единоверческая церковь. С открытием монастыря ее причт не был упразднен и служит совместно с монастырским. Среди монастыря стоит Успенский храм, в нем два престола: Успения Богородицы, освященный в 1857 г., и Николая Чудотворца, освященный в 1854 г
Над воротами при входе из бывшей молельни устроена пятиглавая церковь Воздвижения. Смежно с церковью находится замечательная библиотека, завещанная монастырю Алексеем Ивановичем Хлудовым, открытая в 1883 г.; в ней множество харатейных (хартия — летопись) рукописей греческих и славянских, старопечатных книг богослужебных, догматических, поучительных, новой печати богословского и исторического характера. В нижнем этаже — церковно-приходская школа, открытая в 1855 г. на средства монастыря, до этого содержавшаяся на средства Преображенского дома. Келья настоятеля в небольшом каменном флигеле с северной стороны Успенского храма. До открытия монастыря здесь жил смотритель, а ранее помещалась беспоповщинская контора. В ней заседали наставники и главари-попечители, обсуждали и решали все дела, утверждали и рассылали по всей Руси послания, наставления и т. п. Одним словом, здесь сосредоточивалась некогда главная сила Федосеевской секты. Братские кельи находятся на восточной стороне Успенского храма, в 2-этажном каменном корпусе, где прежде помещались призреваемые.
К 1990 г. весь комплекс сохранившихся строений монастыря состоит под государственной охраной (охранный № 169А) и включает, помимо двух храмов: «братский корпус (больничную палату) 1801 г., надвратный корпус 1801 - 1806 гг., служебный корпус, колокольню 1876 — 1879 гг., архитектор Ф. И. Горностаев, фрагмент западной стены». Две одноэтажных каменных кельи с севера от Успенской церкви к 1990 г. были отремонтированы и обращены в церковные сторожки