В музее насчитывается около 2000 подлинных предметов лагерного искусства и быта 1920-1960 гг.
Телефон | (495) 209-7883, (495) 299-6571 |
---|---|
Адрес | Москва, Малый Каретный пер. , 12 |
Метро | Цветной бульвар (10 мин. пешком) |
Сайт | http://memo.ru/museum/ |
бесплатно | |
Принимают | Наличные |
Режим работы | Ежедневно, с 10:00 до 17:00, кроме воскресенья. |
Музейная коллекция музея "Мемориала" начала складываться в 1988 году, сейчас в ней насчитывается около 2000 подлинных предметов лагерного искусства и быта (1920-1960 гг.). Основную часть собрания составляют графические работы заключенных художников - жанровые зарисовки, портреты, интерьеры, пейзажи. Среди авторов - как известные мастера, побывавшие в лагерях и ссылках (напр., В.Шухаев, М.Соколов, М.Рудаков, Б.Свешников, Л.Кропивницкий, Ю.Соостер), так и безвестные любители. Сложился значительный комплекс ремесленных изделий и бытовых вещей - одежда, орудия труда, посуда etc. Представлены материалы лагерной пропаганды, печатная продукция, личные документы (основная коллекция лагерных документов хранится в архиве "Мемориала"). Выпущен иллюстрированный каталог коллекции (1998).
К музейному собранию примыкают материалы фотоархива - около 12 000 ед. хранения. Это оригинальные и копийные фотографии, отражающие историю политических репрессий в СССР в 1920-1980-х гг., жизнь и труд заключенных Гулага, деятельность общества "Мемориал" и т.п.
Музей творчества и быта в ГУЛАГе", созданный при московском обществе "Мемориал", в зависимости от точки зрения может показаться и скромным, и масштабным. С одной стороны, можно представить себе значение темы — страшные страдания и гибель миллионов людей, одна из величайших стран мира, прошедшая за 70 лет через такие трагедии, каждой из которых хватило бы на целую историческую эпоху; немаловажен также переворот в сознании человечества после крушения мифа о возможности насильно установить всеобщую справедливость. И вот единственный музей, специализирующийся на отражении такой темы, располагается в 20-метровой комнате. С другой стороны, поскольку такой музей практически единственный, хорошо, что он вообще есть — несмотря на полное отсутствие финансирования от государства, безденежье, тесноту, недоброжелателей и т.д.