Описание:
Музей-квартира А.И. Куинджи находится в Санкт-Петербурге, в Биржевом переулке, в доме, который часто называют «домом художников», потому что в нем в разное время жили многие известные русские живописцы: А. Беггров, Е. Волков, М. Клодт, И. Крамской, братья Чернецовы. Архип Иванович Куинджи (1842-1910) провел в этом доме последние 13 лет своей жизни и умер здесь 11 июля 1910 г.
Архип Иванович Куинджи - уроженец города Мариуполя, расположенного на побережье Азовского моря. Его родители были обрусевшими православными греками. Рано осиротев, Куинджи воспитывался в семье старшего брата Спиридона. Маленькому Архипу пришлось зарабатывать себе на жизнь то в лавке хлеботорговца, то помощником подрядчика на строительстве церкви. Мальчик рано проявил склонность к рисованию. Будучи уже молодым человеком Куинджи переезжает в Одессу, где работает помощником ретушера у фотографа и продолжает самостоятельно заниматься живописью.
Куинджи прибыл в столицу в конце 1860-х гг. в надежде поступить в Императорскую Академию художеств. 24 августа 1868 г. он подал на рассмотрение Совета Академии художеств пейзаж «Татарская деревня в Крыму при лунном освещении», прося удостоить его звания художника. Решение Совета было положительным. С первых дней своего приезда в Петербург известный в будущем пейзажист жил на Васильевском острове и вся его дальнейшая жизнь оказалась связана с Санкт-Петербургом, который становится второй Родиной для молодого живописца. Здесь к нему приходит первый успех, здесь он начинает продавать свои картины «Ладожское озеро» 1872, ГРМ; «На острове Валаам» 1873, ГТГ, этот пейзаж приобрел П.М. Третьяков для своей коллекции, также «Чумацкий фрахт» 1875, и ряд других, постепенно становясь преуспевающим известным художником. Куинджи делает предложение своей землячке Вере Елевфериевне Кетчерджи. Молодые обвенчались в Мариуполе в 1875 г., свадьба была устроена по греческому обряду. После чего Архип Иванович увез свою молодую жену в северную столицу.
Первое жилище молодой семьи, как, впрочем, и все последующие, было чрезвычайно скромным. Немного позднее, в 1880-х гг., чета Куинджи меняет квартиру и переезжает в дом 16 по Малому проспекту Васильевского острова.
Сменив еще несколько адресов на Васильевском, и даже побывав какое-то время домовладельцем (ему принадлежали дома 39, 41 и 43 на 10-ой линии), Куинджи принимает решение снять квартиру с большой художественной мастерской в доходном доме купца Г.Г. Елисеева. Исторический адрес - Биржевая линия, д.18). Этот типичный петербургский доходный дом был построен в 1842 г. по проекту архитектора А.Х. Пеля для купца Меняева. Позже дом вместе с большим земельным участком перешел во владение одного из братьев Елисеевых - Григория Петровича. По желанию нового владельца он был перестроен в 1870 гг. архитектором Л.Ф. Шперером, и в 1879 г. над главными фасадами был надстроен четвертый жилой этаж. Несколько позднее, после 1887 г., была возведена пятым этажом по фасаду Биржевой линии большая мастерская для художника. (архитектор Г.В. Барановский). Благополучно пережившая блокаду и реставрированная в период капитального ремонта дома в 1980-х гг., мастерская сохранилась до сегодняшних дней и находится под охраной государства как памятник истории и культуры.
В мастерской художника в настоящее время представлена экспозиция, посвященная его педагогической деятельности в Академии художеств, где он с 1894 по 1897 г. служил профессором пейзажной живописи и руководителем мастерской. Среди учеников Куинджи наиболее известными стали К. Богаевский, Н. Рерих и А. Рылов. По-своему замечательны А. Борисов, Я. Бровар, П. Вагнер, К. Вроблевский, В. Зарубин, Г. Калмыков, А. Кандауров, П. Краузе, А. Курбатов, М. Латри, В. Пурвит, Ф. Рушиц, Е. Столица, Н. Химона, А. Чумаков. В музее можно видеть их работы, как ученической поры, так и более зрелого периода.
Стареющий художник с присущей ему добротой помогал очень многим, поддерживая материально нуждающихся студентов. Так, в мае 1898 г. он на личные средства повез своих учеников в большое путешествие по Европе. Они посетили Берлин, Дрезден, Париж, осматривая знаменитые художественные собрания, посещая выставки современного искусства. Куинджи удалось оставить весьма заметный след в истории Академии, на его пожертвования организовывались регулярные Весенние выставки, где молодые живописцы получали поощрительные премии за наиболее удачные работы. Но это казалось Архипу Ивановичу недостаточным, он мечтал о создании творческого союза художников, который бы объединял всех желающих на основе идеи служения великому искусству. Эту мечту ему удалось осуществить буквально за год до смерти. В 1909 г. по инициативе Куинджи и на его средства было организовано сообщество живописцев, получившее название Общества имени А.И. Куинджи. Ядро правления этого творческого союза составили ученики Куинджи. По завещанию великого художника «Обществу» перешел его основной капитал, который составил около полумиллиона рублей, земли на южном побережье Крыма и все оставшиеся после его смерти работы. Общество имени А.И. Куинджи просуществовало до 1929 г., а после его закрытия вся его живописная коллекция была передана Русскому музею.
После кончины Архипа Ивановича Куинджи Н.К. Рерих высказал предложение о создании в исторической мастерской музея художника. Это удалось осуществить к 150-летию со дня рождения А.И. Куинджи.
Музей Куинджи – явно не самое популярное место у туристов. И это замечательно, потому что мы были единственными посетителями. Смотрители музея явно не страдают от повышенного внимания и с удовольствием ответят на ваши вопросы или даже проведут небольшую экскурсию. Никаких дополнительных денег за это не берут, нужно только купить билет (150 рублей для взрослых).
Я из тех москвичей, которые очень любят Питер и попасть в старинный особняк, да ещё в прекрасно сохранившуюся квартиру знаменитого художника – это было настоящее наслаждение.
Не забудьте прочитать расписание работы музея - он открыт далеко не каждый день.