Государственный музей Щусева - это первый в мире специализированный музей по архитектуре и градостроительному искусству, в котором представлены архивные документы и трехмерные модели зданий и сооружений.
Теги: |
---|
Телефон | 8 (495) 6900551 |
---|---|
Адрес | Москва, Воздвиженка, 5 |
Метро | Библиотека им. Ленина, Арбатская, Александровский сад (3 мин. пешком) |
Сайт | http://www.muar.ru |
Средний чек | от 100 RUR |
Принимают | наличными |
Режим работы | с 11:00 до 19:00 Выходной день — понедельник |
Музей Щусева - это уникальное собрание документов и материалов, живописи и скульптуры, авторских макетов зданий и сооружений по архитектуре и градостроительному искусству.
ГНИМА им. А. В. Щусева — первый в мире специализированный архитектурный музей, основанный по инициативе Союза советских архитекторов в 1934 г. Его коллекции, отражающие тысячелетнюю историю архитектуры России, поистине являются национальным достоянием отечества. Указом Президента России от 24 января 1995 года ему присвоен статус «особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации».
Для организации этого музея в 1919 г. была образована специальная комиссия, включившая представителей Наркомпроса и Моссовета (Н. В. Бакланов, И. П. Машков, И. В. Рыльский, Г. Н. Суханов, А. В. Щусев). Она трактовала задачи будущего музея шире — создание «архитектурно-художественного фонда» Республики, включающего как исторический материал, так и наиболее значительные проекты современной архитектуры.
ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ФОНД МУЗЕЯ является одним из самых обширных в стране собраний фотоматериалов по архитектуре и градостроительному искусству. Он насчитывает более 400 тысяч единиц хранения. В числе самых ранних фотодокументов — стеклянные негативы второй половины XIX — начала XX века. Это работы известных мастеров фотографии И.Ф. Барщевекого, Б.И. Дунаева, Н.И. Ушакова, а также негативы, принадлежавшие Московскому археологическому обществу.
Часть Живописного фонда, относящаяся к XVI — 1-й половине XIX веков, располагает редкими, представляющими несомненный историко-художественный интерес образцами живописи как русских, так и западноевропейских мастеров. Среди наиболее интересных следует отметить работы мастеров Нидерландской школы («Св. Иероним в пустыне» ХVI в., «Птицелов» нач. ХVII в.), а также так называемой «рудольфинской» школы — региона Австро-Венгрии, Трансильвании и Чехии (принадлежащее к редкому типу аллегории-амофорсису «Убийство Олоферна» 1590 г.). Произведения русских живописцев датируются преимущественно 2-й половиной XVIII — началом ХIХ вв.
В фонде Керамики и строительных материалов сформировались массивы, включающие в себя образцы кованого железа, скобяных и столярных изделий, собрание строительных растворов. К числу наиболее интересных по своему историческому и художественному значению, относятся коллекции кирпичей и изразцов.
Качественно наиболее ценная часть собрания Макетов и Моделей — уникальные авторские модели Большого Кремлевского Дворца В. И. Баженова, Казанского собора в Санкт-Петербурге А. Н. Воронихина, металлической конструкции купола храма Христа Спасителя К.А. Тона, проектных вариантов Дворца Советов. Другой раздел фонда представлен подлинными фрагментами известных архитектурных сооружений конца XVIII — начала XIX вв.
По характеру назначения предметы фонда Резьбы по дереву подразделяются на культовые (это преимущественно скульптура, рельефные композиции с образами ангелов и святых, напрестольные сени, фрагменты орнаментальной отделки и архитектурные детали иконостасов и др.) и гражданские (резные украшения крестьянских изб, братины, прялки и т.п.). Большая часть предметов фонда является произведениями русских мастеров XVIII—ХIX вв.
С картинками