Описание:
5 апреля 1940 года, Куйбышевский облисполком принимает решение о создании на базе гастрольбюро Самарской филармонии. 8 мая этого же года (приказом № 71 областного отдела по делам искусств) ее сотрудники начали свой первый рабочий день в здании бывшего «Олимпа». Отныне в сознании горожан эти два понятия связаны неразрывно.
К концу 70-х годов в филармонии насчитывалось более десяти литературных и музыкальных групп, в каждой – по 4-5 артистов. Тематика программ была самая разнообразная: биографии писателей, поэтов и композиторов, сопровождающиеся музыкальными иллюстрациями, рассказ о музыкальных инструментах или история создания какого-либо произведения, детские сказки или серьезные исследования национальной культуры «братских республик». И составы групп были разные: лектор, баянист, балалаечник, гитарист и чтец; или скрипач, пианист, два вокалиста и обязательно лектор-музыковед. Но некоторые артисты лектория имели (по существующей тогда тарификации) высшую категорию, которая давала право на сольный концерт или одно отделение концерта. Таким правом пользовались дипломант Всероссийского конкурса вокалистов Нонна Колесникова (меццо-сопрано), сопрано Ольга Шевченко (в одном из своих концертов впервые в Самаре исполнившая на сцене уже новой филармонии вокальный цикл Г. Свиридова на стихи С. Есенина «Отчалившая Русь» в авторской редакции) и Тамара Чичайкина, мастер художественного слова Игорь Правдин и другие…
Нынче количество групп в музыкально-литературном лектории сократилось вдвое и этой привилегией обладают лишь немногие. Корифеи ушли на заслуженный отдых, притока новых творческих сил почти нет, да и кто же из молодых пойдет сейчас на такие, с точки зрения житейских понятий, мало привлекательные условия — жилплощади не обещают, зарплата низкая, вечно «на колесах»…