Один из самых элегантных, недооцененных памятников Москвы. Хоть и стоит он в самом центре, но его как-то никто не замечает. Невезучий он был, как и сам герой памятника. Иван Федоров был непонятый, гонимый энтузиаст. В Европе давно печатали книги – религиозные и светские, а на Руси этого боялись. Основанием было мнение, что ошибки в святых книгах будут множиться. К тому же переписка святых книг давало большую прибыль монастырям, где монахи-переписчики обеспечивали «методическим» материалом всю страну. Книгопечатание подрывало деятельность этих людей. Проблема знакома!
Но создание Государева печатного двора состоялось, и диакон Федоров возглавил там Типографию, где напечатал первую датированную книгу – «Деяния и послания святых Апостолов». Однако событие не прошло гладко. Конкуренты Типографию сожгли и первопечатник был вынужден бежать в Литву. Святые книги он после печатал во Львове. В Остроге на Украине я видела одно из первых изданий этого «Апостола».
В веке девятнадцатом такой противоречивый и скандальный персонаж, как Сергей Уваров, вышел с инициативой поставить памятник Федорову вблизи бывшего Печатного двора.
Деньги собирали по подписке почти сорок лет. Объявили конкурс, который выиграл скульптор Волнухин – личность теперь малоизвестная, но особенная. Во- первых, он был учителем таких гениев, как Андреев, Коненков, Голубкина. Во-вторых, он был приверженцем модернизма, поэтому на его памятниках надо искать символы и задуматься о скрытом смысле произведений. В-третьих, он создал два варианта памятника, которые заняли первое и второе места в конкурсе.
Место для памятника просили на Театральной площади. Получен отказ. Впоследствии на этом месте возвели «Туалетный павильон».
Памятник установили в 1909 году у Китайгородской стены, но за сто лет еще дважды передвигали. Лучшее место было напротив Детского мира перед последним переездом. Маленький уютный скверик у букинистического магазина.
На постаменте видим надпись о начале печатания «Апостола» - 19 апреля 1563 года. Но мне нравятся слова, которые авторы памятника привели за спиной первопечатника. "Первее нача печатати на Москве святые книги» и его девиз: «Ради братии моих и ближних моих".
И еще. Это редкий памятник, когда нельзя встретиться взглядом с героем. Он устремлен на свежий оттиск книги. Облик Федорова – это плод фантазии скульптора. Портретов и описания внешности Ивана Федорова до нас не дошло.