Одно из красивейших мест в городе
Телефон | 8(383) 210-04-01,8(383) 210-06-71 |
---|---|
Адрес | Новосибирск, Ленина, 19 |
Метро | Гарина-Михайловского (10 мин. пешком) |
Сайт | http://www.red-torch.ru |
Режим работы | 11.00-22.00 |
Театр создан в 1920 году в Одессе группой молодых актеров во главе с режиссером В.К.Татищевым.
В Новосибирске работает с 1932 года. Немало замечательных имен театральных деятелей России связано с этим коллективом: в разные годы на сцене "Красного факела" играли выдающиеся актеры- С.Иловайский, С.Бирюков, К.Гончарова, Е.Агаронова, Н.Михайлов, Е.Матвеев, А.Глазырин, А.Солоницын,А.Болтнев, здесь шли спектакли П.Центнеровича, Э.Бейбутова, В.Кузьмина, А.Дикого, К.Чернядева, работал один из лучших театральных художников С.Белоголовый.
1 ноября 1932 года "Красный факел" впервые играл в Новосибирске, на своей новой сцене. Специально для дебюта театр возобновил одну из лучших своих постановок, имевшую успех во многих городах, где останавливался передвижной "Факел" - пьесу Эрнста Толлера "Гоп-ля, мы живем!". Это название оказалось символическим, а дату можно считать вторым днем рождения театра.
"Красный факел" в Сибири, действительно, рождался заново, ведь из тринадцати приехавших сюда "стариков" к концу первого сезона в труппе осталось лишь четверо. Главный режиссер Федор Литвинов собирал новые творческие силы. В числе приглашенных им были Серафим Иловайский, яркий романтический актер, возглавивший театр в конце тридцатых, и актерская пара из Томска - Сергей Бирюков и Вера Редлих, которой суждено будет сыграть особую роль в истории "Красного факела".
21 июня 1941 года "Красный факел" играл премьеру сердечного и мудрого спектакля "Машенька" в постановке Веры Редлих. А на следующий день началась другая, военная жизнь. За три недели с огромным энтузиазмом был поставлен патриотический спектакль "Парень из нашего города" с Николаем Михайловым в главной роли. Его с воодушевлением воспринял новосибирский зритель, но вскоре театру и городу предстояло временно расстаться.
В сентябре 1941 года, уступив свою сцену и квартиры актерам Ленинградского академического театра им. Пушкина, "краснофакельцы" уезжают в Новокузнецк, а затем в Прокопьевск. Война стала временем неизбежных потерь - четверо актеров погибло на фронте, не дожив до сорока, погиб в автокатастрофе Серафим Дмитриевич Иловайский, но это было и время обретения мужества, зрелости, которые дали возможность "Красному факелу" в последующие годы пережить самый яркий расцвет. Наступала "эпоха Веры Редлих".
Летом 1953 года состоялись триумфальные гастроли в Москве, после которых за "Красным факелом" закрепилось высокое звание "Сибирский МХАТ". Это был успех ансамбля художников, объединенных Верой Павловной Редлих. Рядом с ней в эти годы работали такие разные режиссеры, как Владимир Карлович Дени, Николай Федорович Михайлов и Энвер Бейбутов. Вместе они создали театр высокой сценической культуры и тонкого художественного вкуса, где главное внимание уделялось русской классике.
В 1960 году Вера Павловна Редлих покидает Новосибирск. В истории "Красного факела" начинается новая глава, не такая успешная, но живая и по-своему увлекательная. Уход Веры Павловны привел театр к явному кризису, вслед за ней в первой половине 60-х "Красный факел" покидают несколько ведущих актеров. Но заложенные Редлих художественные и этические принципы, сформированный ею костяк краснофакельской труппы сохранились в театре и сохранили театр.
"Красный факел" в этот трудный период возглавил Константин Чернядев.
Поставленные Чернядевым "Иркутская история", "Таня", "Варшавская мелодия" с Анной Покидченко в главных ролях, находили живой и эмоциональный отклик новосибирской публики.
Несмотря на повышенный интерес к современности, на сцене "Красного факела" в 60-е годы по-прежнему немало классики: от традиционных по своему решению "Собаки на сене", "Норы", "Врагов" Константина Чернядева до вызвавшего яростные споры критиков "Бориса Годунова" режиссера Арсения Сагальчика с Анатолием Солоницыным в главной роли. Этот талантливый, остросовременный спектакль оказался преждевременным, чужеродным для театра и города. На рубеже 70-х годов "Красный факел" явно нуждался в переменах.
В 1971 году театр возглавил Владимир Кузьмин. Рождались яркие постановки, незабываемые роли, но в целом до уровня уникального явления на театральной карте России, как это было при Редлих, "Красный факел" пока подняться не мог.
Первая половина 80-х серьезных перемен в жизнь "Красного факела" не принесла, да и в жизни страны это, как известно, было застойное продолжение предыдущего десятилетия. Репертуарный выбор нового главного режиссера Виталия Черменева был чрезвычайно широк, рядом с глубокими и искренними его спектаклями - "Закон вечности", "Птицы нашей молодости" - возникали и такие ложно-пафосные постановки, как "Правда памяти" или "Не был, не состоял, не участвовал…"
С 1992 по 1997 год "Красный факел" возглавлял молодой режиссер Алексей Серов. Эти годы дали театру новое дыхание, а лучшие спектакли - "Шестеро персонажей в поисках автора", "Мамаша Кураж", "Мое загляденье" - привлекли в "Красный факел" новую, интеллектуальную, молодую публику. В середине 90-х труппа театра пополнилась замечательной командой молодых актеров, свободно владеющих современным театральным языком. Их приход тоже изменил лицо театра.
В 1995 году спектаклем "Время и комната" на краснофакельской сцене дебютировал Олег Рыбкин (главный режиссер театра с 1997 по 2002 год). Это стало началом нового этапа в жизни театра - этапа смелых художественных поисков, ярких сценических решений и открытия новой драматургии. Спектакли Олега Рыбкина не раз удостаивались различных премий, три из них номинировались на соискание Национальной театральной премии "Золотая Маска" - "Зойкина квартира" (1998г.), "Ивонна, принцесса Бургундская" (1999г.) и "Три сестры" (2001г.). Во второй половине 90-х "Красный факел" с постановками Олега Рыбкина участвует в пяти европейских фестивалях.
В 2001 году «Красный факел» учредил и впервые провел на своей сцене Первый фестиваль «Сибирский транзит», стал участником и соучредителем Второго, Третьего и Четвертого фестивалей. Премия имени Веры Павловны Редлих за лучшие актерские работы, учрежденная театром в рамках «Сибирского транзита», призвана сохранить память о творческом наследии театров Сибири, поддержать их лучшие традиции на всем театральном пространстве региона.
Сегодня в репертуаре «Красного факела» – лучшие образцы как классической, так и остро экспериментальной мировой драматургии. Почти ежегодно театр представляет уникальные проекты или всероссийские премьеры пьес.