Уникальный по символике женский монастырь с длиной ограды равной числу лет земной жизни Иисуса Христа и таким же количеством сестер, домиками-кельями в честь 12 апостолов и 24 кокошниками по количеству апокалипсических старцев на редкой красоты Шатровом Храме
Теги: |
---|
Телефон | нет |
---|---|
Адрес | Московская область, Домодедовский район, с. Битягово , Расположен на берегу р. Рожайки, у с.Битягово, в 6 км к югу от г. Домодедово, Проезд с Павелецкого вокзала до ст. «Домодедово», далее ав.23 до с. Битягово |
Сайт | http://www.vidania.ru |
бесплатно | |
Режим работы | круглосуточно |
Строительство скита продолжалось два года. Скит освятил в 1912 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).
Серафимо-Знаменский скит занимает особое место среди монастырей и других религиозных центров Подмосковья. Его история связана с двумя очень яркими историческими личностями — схиигуменьей Фамарь (грузинская княжна Тамара Александровна Марджанова или Марджанишвили, 1869—1936), великой княгиней Елизаветой Федоровной (1864—1918 гг., канонизирована Русской православной церковью в 1992 г.) и митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленский, умер в 1918 г., канонизирован Русской православной церковью, священномученик). Кроме того, в архитектурно-художественном плане это единственный ансамбль неорусского стиля, замечательный своей художественной цельностью и продуманностью.
Игуменья Ювеналия, а затем матушка Фамарь, была очень дружна с великой княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей и настоятельницей Марфо-Мариинской обители в Москве. Обе они рано осознали краткость земной жизни и непредсказуемость большинства событий в ней. Стремились к служению Богу, людям, обе намеревались создать и создали женские общины. В 1909 г. начала действовать учрежденная Елизаветой Федоровной в 1907 г. Марфо-Мариинская обитель, в 1910 г. она стала настоятельницей этой обители.
В 1918—1919 гг. в Серафимо-Знаменском скиту по благословлению святого патриарха Тихона игуменья Фамарь укрывала епископа Серпуховского Арсения (Жадановского) и архимандрита Серафима (Звездинского) — впоследствии епископа Дмитровского; позже они были названы новомучениками российскими.
Скитские монахини благополучно жили всего пять лет — до конца 1917 г., а затем еще семь лет терпели притеснения от новой власти ради сохранения скита, и все-таки в 1924 г. его закрыли. Затем в строениях скита разместили больницу, потом с 1965 г. — пионерский лагерь и базу отдыха завода. В советский период сломали три из 12 келейных корпусов, их осталось девять. Все строения скита постепенно приходили в упадок.
Когда в 1920-е гг. Серафимо-Знаменский скит был закрыт, матушка Фамарь жила в комнатах ее казненной большевиками подруги — великой княгини Елизаветы Федоровны, в Марфо-Мариинской женской общине. В те тяжелые 1920-е гг. матушка Фамарь организовала кооперативы, в которых монахини изготовляли мягкие игрушки и стегали одеяла; при этом в этих кооперативах тайно велись богослужения. В 1931 г. матушку Фамарь арестовали, заключили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Иркутскую область, где она заболела горловой чахоткой. Вскоре после возвращения из ссылки в 1936 г. матушка Фамарь умерла в Подмосковье в возрасте 67 лет. Она была похоронена в Москве на Введенском кладбище, где ее могила сохранилась до наших дней (участок № 14).
В 1999 г. здания Серафимо-Знаменского скита вернули Русской православной церкви. А в 2000 г. этот религиозный центр был возрожден как скит, т.е. малый женский монастырь.
Приехав в наши дни в Серафимо-Знаменский скит можно увидеть храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского, в подклети — усыпальница с престолом святой равноапостольной Нины. (Основательница монастыря особо чтила эту святую.) В скиту бьет безымянный почитаемый источник.
Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Л.В. Стеженский. Комплекс скита имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Домики келий симметрично размещены по периметру глухой кирпичной стены, из 12 зданий сохранилось девять. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В составе Серафимо-Знаменского скита, кроме церкви Знамения и Серафима, сохранились кельи двух типов и вне скита — дом священника и дом причта. Одноэтажный деревянный дом священника создан под влиянием архитектуры стиля модерн.
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского является самым оригинальным зданием в комплексе скита, в нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Здесь престолы в верхнем храме в честь иконы Божией Матери Серафимо-Понетаевской и преподобного Серафима Саровского; в цокольной части храма находится нижний храм-усыпальница с престолом в честь святой равноапостольной Нины (этот храм своим видом напоминает катакомбный храм первых веков христианства).
Равновеликие одноэтажные кельи обращены внутрь скитской территории, они различаются числом жилых помещений и могут быть оценены как два типа келий. В одном случае в их убранстве преобладают мотивы стилизованного русского кокошника, а в другом — формы модерна
В советский период были утрачены Святые ворота, часть ограды, здания келий, некоторые здания были перестроены.
В планировке скита и в визуальном облике его строений много значимой символики. Так, ограда скита задумана как квадрат в 33 сажени — в память о 33 годах земной жизни Иисуса Христа Скитский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде вокруг храма были расположены 12 небольших домиков-келий — по числу 12 апостолов, — каждый из этих келейных корпусов был посвящен одному из этих апостолов. В скиту должны были жить только 33 сестры — по числу лет земной жизни Иисуса Христа.