Каналы позволили Амстердаму получить титул «Северная Венеция» вся жизнь города течет по этим артериям.
Теги: |
---|
Адрес | Амстердам, - |
---|
В XIII веке на месте слияния рек Эй и Амстел жители рыбацкой деревушке соорудили шлюз и плотину. Затем вокруг Амстела стали возводится защитные дамбы и эти места начали активно заселяться. Около 1300 г. деревушка получила статус города и название Амстеттедамме. Постепенно название города превратилось в Амстердам. В конце XV в. Амстердам стал торговым и культурным центром, городом-портом, через который осуществлялось 70% грузовых перевозок по Балтике. В городе появилась обширная система каналов и шлюзов.
Амстердам часто сравнивали с Венецией, но жители города отличались своей прагматичностью: они не тратили денег на помпезную архитектуру фасадов. Каналы были, прежде всего, удобным транспортным путем для перевозки грузов. Построенные по берегам дома служили не только жилищем, но и складскими помещениями. В Амстердаме раньше не существовало частного водного транспорта, вроде венецианских гандол. Все граждане, даже очень состоятельные, ходили пешком, чтобы не мешать движению грузовых лодок.
Строительство каналов в Амстердаме началось в середине XIV в., благодаря чему город оказался ограничен и защищен ими с двух сторон. Второе кольцо каналов появилось в начале XV в. в связи с расширением городских границ.
В 1609 г. по поручению совета регентов архитектор Хендрик де Кейсер разработал так называемый «План трех каналов», в соответствии с которым должны были осуществляться расширение и застройка Амстердама. В основу этого плана легла идея создания полукольца Грахтенхордэл, состоящего их трех каналов.
В 1658 году город сильно преобразился. Вдоль каналов были устроены бульвары, дома и конторы зажиточных горожан вдоль Больших каналов стали сооружаться по строгим правилам. Был регламентирован даже цвет входной двери - зеленый. Ширина зданий была установлена не более 8 м. Чтобы построить большой дом, нужно было купить несколько участков. На боковых улицах селились граждане среднего сословия и ремесленники. Дома строились на сваях, которые вбивались в болотистый, рыхлый грунт. Длина свай достигала 13-18 м. Постепенно фронтонам, украшающим «лица» домов, стало предаваться важное значение, появилось множество их разновидностей. Кроме моды, на форму фронтона влияло и предназначение постройки. Например, складские здания украшались фронтонами «горлышком», а дома зажиточных граждан украшались фронтонами в виде «сглаженного колокола».
Общая длина построенных Херенграхта, Кайзерграхта и Принсенграхта составляет 12 км. Ширина каждого из них – 25 м. Во времена создания этих каналов такой ширины было достаточно для прохождения лихтеров и барж, которые занимались перевозкой грузов с остановившихся в порту больших кораблей. Одновременно по новым водным артериям Амстердама могли свободно перемещаться примерно 4000 судов подобного типа.
План развития города предусматривал ограничение размеров возводимых вдоль каналов домов. Строения должны были иметь такую глубину, чтобы между их рядами, расположенными вдоль двух соседних каналов, сохранялось пространство, например, для создания небольших садиков. Ширина фасадов домов не должна была превышать 30 м. Но нередко два соседних дома превращали в один большой или, наоборот, делили на три более узких строения.
Сегодня в Амстердаме насчитывается 165 каналов. Их общая протяженность составляет 75 км. Через амстердамские каналы перекинут 1281 мост.
Основными каналами Амстердама являются четыре:
Ближе к центру города находится канал Сингел. В XV в. это был городской ров, позднее, по мере роста Амстердама, превращенный в канал. Сингел берет начало в амстердамской бухте и заканчивается впадением в реку Амстел.
Первый из каналов, прорытых в соответствии с планом Хендрика де Кейсера, является Херенграхт. В переводе с нидерландского языка его название означает «Господский канал». Фешенебельный район города рядом с Херенграхтом именуют «Золотой излучиной».
Название Кайзерграхт переводится с нидерландского языка как «Императорский канал». Оно было дано новой водной артерии Амстердама в честь выдающегося государственного деятеля Максимилиана I, правившего Священной Римской империей в 1508-1519 г.г.
Название Принсенграхт означает «Канал принца». Это самый длинный канал Амстердама, вдоль которого стоят дома XVII в. Свое название Принсенграхт получил в честь Вильгельма Оранского, одного из лидеров буржуазной революции в Нидерландах.
Совершая прогулки по каналам Амстердама, нельзя не обратить внимание на дома-лодки или плавучие дома. Разнообразные баркасы, большие лодки стоят пришвартованные вдоль набережных. Некоторые очень причудливо украшены. За владельцами плавучих домов закреплено право на эту жилплощадь. Такие дома появились относительно недавно. Их количество достигло 2,5 тысяч. Сейчас муниципалитет уже не дает разрешения на такие поселения и мечтает избавиться от домов-лодок, но их владельцы не спешат менять место жительства и власти считаются с этим.
Путешествие по каналам – это еще один способ открыть для себя потрясающий Амстердам.