Найти:
Где искать:

Церковь "Большое Вознесение"

Категории:
Смотреть, Слушать, Детям
С кем можно пойти:
компания, вторая половинка, друг (подруга), вся семья
Краткое описание:
Знаменитая церковь "Большое Вознесение" у Никитских ворот входит во все экскурсионные маршруты, учебники по москвоведению, путеводители, юбилейные издания.
Описание:
Знаменитая церковь "Большое Вознесение" у Никитских ворот - самая известная московская церковь не только среди других Вознесенских храмов столицы, но и во всем городе. Любимое москвичами "Большое Вознесение" непременно входит во все экскурсионные маршруты, учебники по москвоведению, путеводители, юбилейные издания.
Старомосковское название этого величественного храма было дано для отличия от старинной Вознесенской церкви по соседству, на Большой Никитской улице, построенной раньше и имеющей гораздо меньший масштаб. Обе церкви - как две эпохи истории России, как два лица: допетровской и петровской Москвы. Одна была построена, когда Москва была еще русским престольным градом, вторая - в эпоху столичного Петербурга.
Первоначально Вознесенский храм был деревянным, а каменный появился уже в середине XVII столетия и был сильно перестроен во второй половине XVIII века. В нем обрели покой представители многих родовитых русских фамилий - Собакины, Сверчковы, Таракановы. Здесь же был похоронен и сын русского поэта Александра Сумарокова.
Разумеется, что старомосковское имя "Малое Вознесение" церковь получила после того, как поблизости был построен грандиозный Вознесенский храм у Никитских ворот. Обычно его возведение связывают с именем матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Однако известно, что царица построила новую каменную Вознесенскую церковь на месте старой деревянной, основанной здесь точно при первом Романове и впервые упоминавшейся еще в 1619 году. Спустя ровно десять лет, в 1629 году, деревянная церковь сгорела, были попытки восстановить ее, но исполнила это только царица Наталья Кирилловна в 1680-х годах. Двор царицы находился тогда на месте нынешнего Столового переулка, и тот отрезок Большой Никитской назывался потому Царицынской улицей. Напротив своего двора царица и приказала построить на свои средства каменную шатровую церковь во имя Вознесения Господня.
Через сто лет, во времена правления Екатерины Великой, рядом с этой церковью расположился двор фаворита императрицы, светлейшего князя Г.А.Потемкина-Таврического, а неподалеку стоял Преображенский полк, находившийся под его командованием. Потемкин решил перестроить Вознесенский храм и превратить его в собор Преображенского полка. Для работы был тогда приглашен архитектор Василий Баженов, в ту пору возводивший дворец Пашкова на Моховой. Так получилось, что в крайне долголетнем строительстве этого храма приняли участие самые знаменитые русские архитекторы.
С самого начала строительство храма сопровождали почти мистические трудности. Сразу же выяснилось, что фундамент нарышкинской церкви был уже непрочен, и надо строить новое здание храма - величественное и просторное. Тогда Потемкин решил действительно возвести новый храм и даже отдал под него собственный двор, но увидеть свое детище ему не удалось - он умер в 1791 году. А через несколько лет скончался и сам Баженов, к тому времени уже отозванный в Петербург.
По завещанию Потемкина его душеприказчики продолжили возведение московского храма, и спроектировать его поручили Матвею Казакову. Но строительство прервала Отечественная война 1812 года, и в том же году Казаков умер. Только в 1827 году за строительство Вознесенского храма принялся архитектор Ф.Шестаков, предложивший его новый проект, который и был в основном осуществлен. В работах участвовал также Осип Бове, пытавшийся придать новому храму вид наподобие величественного собора Преображенского полка в Петербурге.
Только в 1831 году была разобрана старая нарышкинская церковь, и началось возведение исполинского храма в стиле московского классицизма. Оно растянулось опять намного лет, и когда в 1848 году умер архитектор Шестаков, работы заканчивали другие мастера, имевшие опыт в церковном зодчестве. В их числе историки и искусствоведы называют имена Афанасия Григорьева, уже построившего к тому времени Словущенскую церковь на Ваганьковском кладбище, и Евграфа Тюрина, подарившего Москве Елоховский собор и Татьянинскую церковь Московского университета на Моховой.
Многострадальное строительство Вознесенского храма, наконец, завершилось в 1848 году. Имя Потемкина осталось не забыто в легендах, окружавших историю церкви "Большое Вознесение". Здесь, по старинному преданию, хранились брачные венцы, в которых Екатерина Великая венчалась с князем Потемкиным, - правда, не в этом храме, но венцы были переданы именно сюда. А вот иконы с этого бракосочетания оказались в домовой церкви Рождества Богородицы при дворце князя Голицына на Волхонке, 14 (см нашу публикацию от 21 сентября 2002 г.) Легенда гласит, что сама императрица Екатерина подарила их хозяевам дома, в котором в 1770-х годах для нее был устроен временный дворец. По мистическому совпадению именно в той церкви на Волхонке сначала намеревался венчаться Пушкин со своей Натали. Вероятно, в домовом храме оплата была меньше, да и внимание большого света к этой свадьбе и "нищему" Пушкину было бы не столь пристальным - ведь даже фрак он одолжил у друга. Однако святитель Филарет, митрополит Московский, настоял, чтобы венчание совершилось в приходе невесты, в храме Вознесения у Никитских ворот. Историки полагают, что в то время венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, людям, не имевшим к ним никакого отношения, просто запрещалось.
И 18 февраля 1831 года в притворе недостроенного Вознесенского храма Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, жившей неподалеку на Большой Никитской улице. Венчание, как известно, сопровождали таинственные знамения. Перед свадьбой Пушкин, крайне стесненный в деньгах, не стал шить нового фрака и женился во фраке своего ближайшего друга Павла Нащокина. По некоторым свидетельствам, именно в нем поэт и был похоронен. Во время бракосочетания внезапный сильный порыв ветра, сквозившего из всех щелей здания, задул у жениха венчальную свечу, потом Пушкин уронил крест с аналоя, случайно задев его, и когда молодожены обменивались кольцами, одно из них упало на пол. Пушкин был смертельно бледен - во всем этом он, как и многие другие свидетели происшедшего, видел недоброе предзнаменование. Из храма молодые отправились на Арбат - в первую московскую квартиру Пушкина, где их ждали друзья с иконами и поздравлениями.
"Большое Вознесение" осталось в московской памяти связанным не только с именем Пушкина. Всю свою историю именно он всегда был излюбленным храмом московской интеллигенции. В 1863 году в нем отпевали великого М.С.Щепкина, а 13 ноября 1917 года - юнкеров, погибших во время самого ожесточенного в Москве боя у Никитских ворот, и по преданию, здесь же, около храма, захороненных. В 1920 году здесь венчалась дочь Федора Шаляпина, и певец сам читал под сводами храма "Апостола". 5 апреля 1922 года в Вербное воскресенье Святейших Патриарх Тихон совершил в этом храме свое последнее богослужение - за два дня до смерти. В 1923 году в нем отпевали архидиакона Константина Розова, а в марте 1928 года - первую народную артистку Советской республики Марию Ермолову: служба длилась почти весь день, и только поздним вечером гроб перенесли в Малый театр для прощания.
Существует предположение, что в 1919 году в храм Большого Вознесения были переданы иконы университетской домовой церкви св. мученицы Татианы на Моховой, закрытой и превращенной в клуб. Эти иконы, по всей видимости, разделили судьбу икон самого Вознесенского храма - они были вместе сожжены после его закрытия.
"Большое Вознесение" закрыли в 1931 году. Память о Пушкине спасла его от сноса, но он жестоко пострадал в советское время: не только сожгли его иконы, но и уничтожили весь интерьер. Была снесена и величественная колокольня. На ее месте разбили сквер и поставили памятник писателю А.Н.Толстому, жившего последние годы своей жизни прямо напротив храма, в доме на Спиридоновке.
Само здание храма долго использовали под хозяйственные нужды и различные учреждения - были в нем и склад тары, и высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского. А уже в наше недавнее время, в 1987 году, появился проект превратить его в концертный зал, учитывая великолепную храмовую акустику. Но в итоге "Большое Вознесение" все-таки вернули Православной Церкви. В сентябре 1990 году состоялся первый Крестный ход в этот храм во главе со Святейшим Патриархом Алексием II из кремлевского Успенского собора.
Выдающаяся история "Большого Вознесения" сразу же продолжилась - в 1992 году Святейший Патриарх Алексий II совершил в нем панихиду по русской поэтессе Марине Цветаевой, трагически окончившей свою жизнь в Елабуге 31 августа 1941 года. А в июне 1999 года здесь поминали А.С.Пушкина во время московских торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения поэта.
В церкви хранятся икона Иверской Божией Матери, икона великомученика Пантелеимона, образ святого Патриарха Тихона.
К приходу храма приписан храм-часовня Бориса и Глеба на Арбатской площади.
Настоятель храма протоиерей Владимир Диваков (с 31 августа 1990 года)
Действует воскресная школа для детей, проводятся катехизаторские беседы.

Телефон:
8 (495) 290-59-36
Адрес:
Москва, Б. Никитская, 36
Метро:
Арбатская, Баррикадная, Пушкинская, Тверская (до метро 10)
Сайт:
http://www.temples.ru/card.php?ID=2335
Бесплатно:
Да
Принимают:
-
Режим работы:
8:00-21:00
Добавлено:
Александра
(23.03.2011 19:00)

Отзывы к «Церковь "Большое Вознесение"»

Сергей
Красивая церковь, находится рядом с фонтанам Александру и Натальи. Мы с женой часто бываем возле фонтана и каждый раз любуемся церковью, видом ее красоты. Наши родители, а их родители рассказывали что на этом месте была построена деревянная церковь, а потом ее сломали. В наше время построили каминную, достраивали ее. И она церковь дошла до нас в таком виде. Раньше ее называли полковой собор. Теперь эта церковь с большим объемным куполом называется, церковь Большого Вознесения. Когда то в этой церкви, венчался Пушкин. Сейчас приходят много верующих, бывают часто и знаменитости, даже приходят ветераны войны. Мы с женой не часто но бываем там. При входе просят выключить сотовые. Внутри все красиво дорогая резьба по дереву , расписаны потолки, золотые иконы. При входе все любуются этим искусством. Мы просто с женой приходим погулять, постоять внутри, посмотреть на иконы. И после нашей такой суетной жизнью, после работы там постоишь подумаешь и на душе становится хорошо. Если тут описывать всю примечательность всю красоту этой церкви то не хватит времени и места. Все коротко и ясно красиво и божественная благодать. Побывайте один раз и вы очистите свою душу.
02.04.2011 13:23
Юлия Козлова
На первый взгляд церковь "Большое Вознесение" кроме своих размеров ничем особенно не привлекает взгляд прохожего. Но это только на первый взгляд. Ведь построена она в не типичном для храмового строительства стиле классицизма. Этот стиль скорее присущ для усадебных построек и особняков, но не для Храмов. Ну, а когда узнаешь историю этого Храма, то непременно не удержишься чтобы зайти внутрь. Ведь к строительству этой церкви приложили руку самые известные люди дореволюционной России, тут венчался Пушкин.

Внутри Храма фотографировать запрещено, но, поверьте на слово, что там просторно, красиво и величественно. Как ни странно, мне внутренне убранство скорее напомнило стиль римско-католического костёла… Тут много света и воздуха, высокий свод купола создает великолепную акустику. Нам сказали, что по большим праздникам тут выступает известный мужской православный хор.
02.04.2011 15:18
kurnata
Вокруг храма вьется множество легенд и заблуждений, а место славное.
Когда стоишь на любом клочке старой московской земли, то надо представлять, чья она была и что на ней происходило.
Первая упоминаемая церковь была деревянная, она сгорела в первой половине 17 веке. Но земли эти принадлежали Нарышкиным, и в конце 17 века Наталья Нарышкина, мать Петра Великого, выстроила каменную пятикупольную церковь с двумя приделами и колокольней. Звалась она - церковь Вознесения Господня в Сторожах. Что за Сторожа меня не спрашивайте – есть, как минимум три версии. Сам Царицын двор был слева, если стоять лицом к высотке на площади Восстания. Там сейчас Столовый переулок и школа №110. Прошел век или чуть больше, земли около современной колокольни получил, венчанный с Екатериной Великой, князь Потемкин-Таврический. Есть слухи, что венчались( в 1775 г) они в нарышкинской церкви, но скорей всего это было в другом месте, а вот венцы в нее переданы чуть ли не самой Екатериной.
Князь дал слово, что отстроит храм во имя своей любви великой, но официально он будет полковым храмом Преображенского полка, коего командиром был. Заказал строительство храма на своей земле рядом со старой церковью Вознесения Баженову, но не все у них сложилось, да и умерли оба через несколько лет. Наследники деньги растратили, но после пинка Екатерины средства нашлись и работы были поручены Матвею Казакову. Выстроили трапезную, начали строить основной объем храма. Но что то опять не складывалось. Во время нашествия Наполеона был пожар великий, все надо восстанавливать. Строительство центральной части началось лет через 15 после смерти Казакова в 1812 года архитектором Шестаковым, который тоже не дожил до завершения работ. Поработал над строением и знаменитый Бове, храм стал образцом русского ампира.
Зимой 1831 года Пушкин венчался то ли в приделе старой церкви Вознесения (ее разобрали чуть позже), то ли приделе или освященной для служб трапезной Большого Вознесения. Сам храм был завершен только спустя семнадцать лет после венчания Пушкина.
При советской власти службы в храме велись аж до начала тридцатых годов. В конце восьмидесятых собирались делать концертный зал, и даже был назначен директор. Смутно помню, как меня, по случаю, водили к нему в кабинет на верхотуре. Объем голого внутри храма поражал, отличный бы зал получился – звук так и катался под куполом. Работы начинались, но вдруг храм быстренько передали церкви. Нарышкинскую колокольню разобрали в тридцатые годы, то, что сейчас стоит - новодел такой же, как и роскошное внутреннее убранство.
18.07.2013 21:48